Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Комментарий к статье 24.6 КоАП РФ
1. Данная статья определяет роль органов прокуратуры РФ в обеспечении законности при производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими специальными коллегиальными органами, например административными комиссиями, а также должностными лицами органов исполнительной власти в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Надзорные функции прокуратуры в отношении указанных органов и должностных лиц определены Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ с изм. и доп.). В соответствии с указанным Законом прокуроры вправе осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, надзор за соблюдением законов судебными приставами, органами уголовно-исполнительной системы, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (см. ст. ст. 1, 21 - 28, 32 - 34).
Настоящий Кодекс (ст. ст. 25.11; 28.4; 28.8; 29.7; 30.10; 30.12 - 30.19) определяет процессуальные полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: право возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дела, приносить протест на постановление по делу независимо от участия в деле и совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом (имеется в виду Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации").
В указанном Законе (ст. 22) установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Таким образом, прокурор осуществляет надзор и за применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и вправе реагировать на незаконное применение этих мер, предусмотренных в главе 27 Кодекса.
2. Что касается дел, находящихся в производстве суда, т.е. рассматриваемых мировыми, районными, гарнизонными военными и арбитражными судьями, то, учитывая самостоятельность и независимость судебной власти, прокуроры не осуществляют надзорных функций в отношении судопроизводства. Вместе с тем Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и настоящий Кодекс предусматривают участие прокуроров в рассмотрении дел об административных правонарушениях и возможность принесения прокурорами протестов на незаконные постановления судей (ст. ст. 35 и 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). См. также по данному вопросу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Другой комментарий к статье 24.6 КоАП РФ
1. Порядок осуществления прокурорского надзора, а также полномочия прокуроров по осуществлению прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях регулируются гл. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Предметом прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях является:
- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;
- соответствие КоАП РФ и другим законам определений, постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, принимаемых органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать указанные дела.
2. Субъектами прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях являются:
- Генеральный прокурор;
- прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур;
- прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур.
Пределы прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях: прокурорский надзор может осуществляться по всем делам об административных правонарушениях на любой их стадии, за исключением дел, находящихся в производстве суда, т.е. стадии судебного производства.
Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора по делам об административных правонарушениях перечислены в ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1.
Результатом прокурорского надзора в случае выявления нарушения законов по делам об административных правонарушениях может являться:
- представление об устранении нарушений закона;
- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица или руководителя органа, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
- предостережение о недопустимости нарушения закона.