Статья 23.8. Таможенные органы

1. Таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.27 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), статьей 11.29 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 1-6 статьи 12.21.1 (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), частями 1, 3 и 4 статьи 16.1, статьями 16.2-16.24 настоящего Кодекса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2014 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 248-ФЗ.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
1.1) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
(Пункт дополнительно включен с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ)
2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
3) начальники таможен, их заместители;
4) начальники таможенных постов, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 71-ФЗ.

5) иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, статьями 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, частью 4 статьи 16.12, статьями 16.13-16.15, частью 1 статьи 16.18, частью 3 статьи 16.19 настоящего Кодекса, совершенных физическими лицами, в случае, предусмотренном частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

(Пункт дополнительно включен с 18 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 71-ФЗ)

Комментарий к статье 23.8 КоАП РФ

1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В систему таможенных органов входят Федеральная таможенная служба (ФТС России), уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

2. Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" установлено, что руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство РФ.

Положение о ФТС России утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 459 (с изм. и доп.).

Назначение на должность руководителя Федеральной таможенной службы и его заместителей и их освобождение от должности осуществляются Правительством РФ.

Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.

3. На таможенные органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) согласно главе 16 Кодекса. Рассмотрение только одного состава из этой главы (ч. 2 ст. 16.1 - сокрытие товаров от таможенного контроля) с учетом опасности деяния, строгости санкции, в том числе в виде конфискации, отнесено к безальтернативной компетенции суда (см. ч. 1 ст. 23.1).

4. Функции таможенных органов направлены на осуществление таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании таможенной деятельности и Таможенным кодексом Таможенного союза (см. комментарии к гл. 16 КоАП РФ).

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.23, и налагать штрафы за их совершение вправе руководитель федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами).

6. Наряду с полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностным лицам таможенных органов в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса предоставлено право также составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст. ст. 6.15, 6.16), в области охраны прав интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10), в области финансов, налогов и сборов (ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9), о нарушениях таможенных правил, дела по которым рассматриваются судьями (ч. 2 ст. 16.1), об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23), против порядка управления (ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26), об административных правонарушениях на транспорте (ст. ст. 11.14, 11.15), а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23).

Должностным лицам таможенных органов предоставлено также право применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. ст. ст. 27.2, 27.3, 27.7 - 27.10, 27.14).

К компетенции таможенных органов отнесено также участие в ветеринарном, санитарно-эпидемиологическом надзоре, в государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и материалов, в карантинно-фитосанитарном контроле, в государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу РФ в координации с соответствующими специализированными контрольно-надзорными органами РФ (см. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации").

Другой комментарий к статье 23.8 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 401 Таможенного кодекса РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В систему таможенных органов входят Федеральная таможенная служба (ФТС России), уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты (ст. 402 Таможенного кодекса РФ).

Указом Президента РФ от 11.05.2006 N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" установлено, что руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство РФ. Положение о ФТС России утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459.

Назначение на должность руководителя ФТС России и его заместителей и их освобождение от должности осуществляются Правительством РФ.

Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном руководителем ФТС России.

На таможенные органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) согласно гл. 16 КоАП РФ. Рассмотрение только одного состава из этой главы (ч. 2 ст. 16.1 - сокрытие товаров от таможенного контроля) с учетом опасности деяния, строгости санкции, в том числе в виде конфискации, отнесено к безальтернативной компетенции суда.

Функции таможенных органов определены ст. 403 Таможенного кодекса РФ. Практически все они направлены на осуществление таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 1 Таможенного кодекса РФ). Возложение на таможенные органы столь обширных полномочий по рассмотрению дел сопряжено с выполняемыми ими функциями.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.23 КоАП РФ, и налагать штрафы за их совершение вправе руководитель федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами).

2. Наряду с полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностным лицам таможенных органов в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предоставлено право также составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст. 6.15 КоАП РФ), в области охраны прав интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10 КоАП РФ), в области финансов, налогов и сборов (ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9 КоАП РФ), о нарушениях таможенных правил, дела по которым рассматриваются судьями (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ), об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ), против порядка управления (ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, 19.26 КоАП РФ), об административных правонарушениях на транспорте (ст. ст. 11.14, 11.15 КоАП РФ), а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 17.7, 17.9 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Должностным лицам таможенных органов предоставлено также право применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержден Приказом ФТС России от 01.03.2012 N 368.