1. Таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.27 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), статьей 11.29 (в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов), частями 1-6 статьи 12.21.1 (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 1 статьи 12.21.2 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения), частями 1, 3 и 4 статьи 16.1, статьями 16.2-16.24 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2014 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 248-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
1.1) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
(Пункт дополнительно включен с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ)
2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
3) начальники таможен, их заместители;
4) начальники таможенных постов, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 71-ФЗ.
5) иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, статьями 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, частью 4 статьи 16.12, статьями 16.13-16.15, частью 1 статьи 16.18, частью 3 статьи 16.19 настоящего Кодекса, совершенных физическими лицами, в случае, предусмотренном частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
(Пункт дополнительно включен с 18 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 71-ФЗ)
Комментарий к статье 23.8 КоАП РФ
1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В систему таможенных органов входят Федеральная таможенная служба (ФТС России), уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
2. Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" установлено, что руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство РФ.
Положение о ФТС России утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 459 (с изм. и доп.).
Назначение на должность руководителя Федеральной таможенной службы и его заместителей и их освобождение от должности осуществляются Правительством РФ.
Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.
3. На таможенные органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) согласно главе 16 Кодекса. Рассмотрение только одного состава из этой главы (ч. 2 ст. 16.1 - сокрытие товаров от таможенного контроля) с учетом опасности деяния, строгости санкции, в том числе в виде конфискации, отнесено к безальтернативной компетенции суда (см. ч. 1 ст. 23.1).
4. Функции таможенных органов направлены на осуществление таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании таможенной деятельности и Таможенным кодексом Таможенного союза (см. комментарии к гл. 16 КоАП РФ).
5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.23, и налагать штрафы за их совершение вправе руководитель федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами).
6. Наряду с полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностным лицам таможенных органов в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса предоставлено право также составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст. ст. 6.15, 6.16), в области охраны прав интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10), в области финансов, налогов и сборов (ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9), о нарушениях таможенных правил, дела по которым рассматриваются судьями (ч. 2 ст. 16.1), об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23), против порядка управления (ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26), об административных правонарушениях на транспорте (ст. ст. 11.14, 11.15), а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23).
Должностным лицам таможенных органов предоставлено также право применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. ст. ст. 27.2, 27.3, 27.7 - 27.10, 27.14).
К компетенции таможенных органов отнесено также участие в ветеринарном, санитарно-эпидемиологическом надзоре, в государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и материалов, в карантинно-фитосанитарном контроле, в государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу РФ в координации с соответствующими специализированными контрольно-надзорными органами РФ (см. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации").
Другой комментарий к статье 23.8 КоАП РФ
1. В соответствии со ст. 401 Таможенного кодекса РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В систему таможенных органов входят Федеральная таможенная служба (ФТС России), уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты (ст. 402 Таможенного кодекса РФ).
Указом Президента РФ от 11.05.2006 N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" установлено, что руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство РФ. Положение о ФТС России утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459.
Назначение на должность руководителя ФТС России и его заместителей и их освобождение от должности осуществляются Правительством РФ.
Начальники региональных таможенных управлений и таможен, а также иные должностные лица и работники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном руководителем ФТС России.
На таможенные органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) согласно гл. 16 КоАП РФ. Рассмотрение только одного состава из этой главы (ч. 2 ст. 16.1 - сокрытие товаров от таможенного контроля) с учетом опасности деяния, строгости санкции, в том числе в виде конфискации, отнесено к безальтернативной компетенции суда.
Функции таможенных органов определены ст. 403 Таможенного кодекса РФ. Практически все они направлены на осуществление таможенного дела как совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 1 Таможенного кодекса РФ). Возложение на таможенные органы столь обширных полномочий по рассмотрению дел сопряжено с выполняемыми ими функциями.
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.23 КоАП РФ, и налагать штрафы за их совершение вправе руководитель федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами).
2. Наряду с полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностным лицам таможенных органов в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предоставлено право также составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст. 6.15 КоАП РФ), в области охраны прав интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10 КоАП РФ), в области финансов, налогов и сборов (ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9 КоАП РФ), о нарушениях таможенных правил, дела по которым рассматриваются судьями (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ), об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ), против порядка управления (ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, 19.26 КоАП РФ), об административных правонарушениях на транспорте (ст. ст. 11.14, 11.15 КоАП РФ), а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 17.7, 17.9 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Должностным лицам таможенных органов предоставлено также право применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержден Приказом ФТС России от 01.03.2012 N 368.