(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.
(Часть дополнена с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 8 мая 2006 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
3) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители.
(Пункт дополнительно включен с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ)
Комментарий к статье 23.59 КоАП РФ
1. Основы деятельности органов государственного регулирования естественных монополий установлены нормами Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп.).
В соответствии с указанным Федеральным законом федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий осуществляют регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий непосредственно или через свои территориальные органы. Государственный контроль деятельности естественных монополий включает в себя ценовое регулирование, а также определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товарах (работах, услугах), реализуемых субъектом естественной монополии.
2. В Положении о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 (с изм. и доп.), определены полномочия этой Службы, в том числе по применению мер административной ответственности за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании тарифов в сфере естественных монополий и электроэнергетики.
3. Федеральную службу по тарифам возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Указанные должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
4. Пункт 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает полномочия руководителей территориальных органов федерального органа регулирования естественных монополий, а также их заместителей.
Должностным лицам органов Федеральной службы по тарифам предоставлено право применять в пределах своей компетенции меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. гл. 27 КоАП РФ).
Другой комментарий к статье 23.59 КоАП РФ
1. Основы правовой деятельности органов государственного регулирования естественных монополий установлены нормами Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ.
В соответствии с указанным Федеральным законом федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий осуществляют регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий непосредственно или через свои территориальные органы. Государственный контроль деятельности естественных монополий включает в себя ценовое регулирование, а также определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товарах (работах, услугах), реализуемых субъектом естественной монополии.
В Положении о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, определены полномочия этой Службы, в том числе по применению мер административной ответственности за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях, об электроэнергетике. ФСТ России осуществляет контроль за установлением цен и применением цен (тарифов).
ФСТ России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Указанные должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
2. Пункт 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает полномочия руководителей территориальных органов федерального органа регулирования естественных монополий, а также их заместителей. Однако данная формулировка представляется не вполне корректной с учетом существующей структуры органов, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий, поскольку в настоящее время на региональном уровне действуют органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов.
ФСТ России осуществляет согласование устанавливаемых упомянутыми органами цен и тарифов, а также согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителей таких органов, ей предоставлено право отменять их решения об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию.
В связи с изложенным редакция п. 2 ч. 2 комментируемой статьи нуждается в корректировке с учетом положений ст. ст. 1.3, 22.1 и 22.2 КоАП РФ.
Наряду с полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностным лицам предоставлено также право составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.
Кроме того, должностным лицам органов ФСТ России предоставлено право применять в пределах своей компетенции меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.