1. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.19, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44-14.46, 15.13, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, их заместители;
3) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.
Комментарий к статье 23.50 КоАП РФ
1. Базовым законодательным актом, регулирующим отношения в данной области, является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.).
2. До марта 2009 г. государственный контроль и надзор в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляли органы Федеральной налоговой службы.
В связи с образованием Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2008 г. N 1883) эта Служба (Росалкогольрегулирование) явилась правопреемником ФНС России и других федеральных органов исполнительной власти в указанной выше сфере (см. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка"). Таким образом, согласно ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ полномочия налоговых органов, предусмотренные комментируемой статьей, ныне осуществляют Росалкогольрегулирование и ее межрегиональные управления.
Согласно Положению о данной Службе, утвержденному указанным выше Постановлением Правительства РФ, она осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства РФ в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, и ряд других контрольных функций (см. п. п. 5.3.8, 5.4.1, 5.4.2, 5.6 Положения). Согласно п. 5.7 упомянутого Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. В Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утвержденном Приказом упомянутой Службы от 15 июня 2009 г. N 18, на ее межреспубликанские управления возложены полномочия по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, аналогичные полномочиям Федеральной службы, и рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях (см. п. п. 8.7 - 8.11 указанного Положения (РГ. 2009. 5 авг.)).
4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16, ч. 2 ст. 14.17, ст. ст. 14.19, 15.13 КоАП РФ, ныне будут руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, его заместители, а также руководители межрегиональных органов данной Службы и их заместители.
5. Пока (на 1 января 2011 г.) не внесены изменения в комментируемую статью и в ст. 23.51 по уточнению компетенции Росалкогольрегулирования и Федеральной службы по тарифам относительно рассмотрения дел об административных правонарушениях по ст. 14.6 КоАП РФ - "Нарушение порядка ценообразования". В Положении о Росалкогольрегулировании к ведению данной Службы отнесены установление минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию РФ, а также установление минимальной цены на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ. См., например, Приказ Росалкогольрегулирования от 6 декабря 2010 г. N 63н "Об установлении и введении с 1 января 2011 года минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка) (РГ. 2010. 23 дек.). В связи с этим указанная Служба должна была бы рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка ценообразования в указанной области. Однако вопрос о применении этой Службой ст. 14.6 КоАП РФ не решен и по-прежнему рассмотрение дел по этой статье отнесено к ведению ФСТ России. Вместе с тем составление протоколов по данной статье отнесено к компетенции должностных лиц Росалкогольрегулирования (п. 64 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 23.50 КоАП РФ
1. Базовым законодательным актом, регулирующим отношения в данной области, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 783 в качестве федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, было определено Министерство РФ по налогам и сборам. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 указанное Министерство было реорганизовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России), которой были переданы функции МНС России. В Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" было определено, что данная Служба и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России. В Положении о ФНС России указано, что данная Служба осуществляет функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, в том числе за представлением деклараций об объемах производства и оборота, за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р ФНС России переданы в подчинение управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня МНС России. Таким образом, полномочия указанных органов сохранены в полном объеме.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе руководитель Федеральной налоговой службы, его заместители, а также руководители территориальных налоговых органов, в том числе межрегиональных инспекций ФНС России, их заместители.