1. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.3, статьей 19.12 (в части административных правонарушений, предметами которых являются предметы, изъятые из оборота) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных в части 1 настоящей статьи органов и учреждений вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.
Комментарий к статье 23.4 КоАП РФ
1. В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в России и в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах Указом Президента РФ от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" были предусмотрены коренное изменение управления этой системой и ее передача в ведение Министерства юстиции РФ. На основании Указа Президента РФ от 28 июля 1998 г. N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" (с изм. и доп.) эта важнейшая в истории уголовно-исполнительной системы реорганизация была завершена.
В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), подведомственная Минюсту России, осуществляет управление этими подразделениями (подп. 8 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (с изм. и доп.)). Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (территориальные органы ФСИН в субъектах РФ и в федеральных округах, учреждения уголовно-исполнительной системы) организуют исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы; содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу; охрану объектов уголовно-исполнительной системы; конвоирование осужденных и спецперевозки; обеспечение безопасности работников уголовно-исполнительной системы и осужденных, правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторах; обеспечение надлежащих условий содержания и охраны здоровья осужденных.
2. Правовую основу деятельности органов и учреждений УИС составляют Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изм. и доп.), Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. и доп.) и другие нормативные правовые акты РФ, акты Минюста России.
3. Должностные лица органов управления и учреждений уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.3, - неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых). Эти лица рассматривают также дела, предусмотренные ст. 19.12 Кодекса, - передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. Речь идет о предметах, изъятых из оборота.
В иных случаях, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями Кодекса, если должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы придут к выводу о необходимости назначения административного ареста или конфискации, постановления по таким делам принимают судьи.
4. Правом рассматривать дела об административных правонарушениях пользуются лишь те должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, которые перечислены в ч. 2 комментируемой статьи.
Другой комментарий к статье 23.4 КоАП РФ
1. Применение мер административной ответственности допускается органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. Перечень таких органов и учреждений определяется ст. 16 УИК РФ. Деятельность указанных органов в части применения мер административной ответственности носит ограниченный характер и распространяется лишь на случаи неповиновения гражданина законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных, а также на случаи передачи либо попытки передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания в отношении предметов, изъятых из оборота.
2. Положения ч. 2 настоящей статьи призваны определить круг правомочных на рассмотрение дел об административных правонарушениях должностных лиц. Указанным правом наделены лишь начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания. Применение мер административной ответственности иными должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы недопустимо и противоречит закону.