(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13.5, статьей 13.6, частями 1, 2 и 6 статьи 13.12, частью 1 статьи 13.13, статьями 13.17, 13.22, 20.23, 20.24 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 341-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ.;
1.1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, его заместители, руководители подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13.5 настоящего Кодекса;
(Пункт дополнительно включен с 20 декабря 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ)
2) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 6 статьи 13.12, частью 1 статьи 13.13 настоящего Кодекса;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 341-ФЗ.
3) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, руководители структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13.5, статьей 13.6, частями 1, 2 и 6 статьи 13.12, частью 1 статьи 13.13, статьями 13.17, 20.23, 20.24 настоящего Кодекса;
(Пункт дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; дополнен с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 341-ФЗ.
4) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.17, 13.22 настоящего Кодекса (пункт в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ;
5) пункт утратил силу с 31 марта 2010 года - Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.
Комментарий к статье 23.46 КоАП РФ
1. Общие положения, касающиеся порядка осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применения информационных технологий и обеспечения защиты информации, определены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изм. и доп.).
Особенность данной статьи состоит в том, что она определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, каждый из которых осуществляет надзор за соблюдением правил обращения с конкретными видами информации. Составы правонарушений, дела о которых вправе рассматривать перечисленные в ч. 2 данной статьи должностные лица, также охватывают различные сферы деятельности: правила охраны линий и сооружений правительственной связи, обеспечения бесперебойной работы линий, предназначенных для нужд обороны; правила защиты информации; правила распространения обязательных сообщений и т.д.
Применительно к конкретным статьям Кодекса, устанавливающим ответственность за нарушение соответствующих правил, определены полномочия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.
2. Федеральным органом, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, ныне является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Согласно Положению о ФСТЭК России, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 (с изм. и доп.), к ее полномочиям отнесены, в частности, контроль за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации; межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях (см. п. п. 8 и 9 Положения).
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю имеет свои территориальные органы, руководители (заместители руководителей) которых вправе рассматривать дела об административных правонарушениях по перечисленным в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи статьям.
3. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности Российской Федерации, является Федеральная служба безопасности, полномочия которой и система подчиненных ей органов определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ и утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (с изм. и доп.) Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Руководитель ФСБ России, его заместители, руководители органов ФСБ по субъектам РФ и отдельным регионам (территориальных органов), их заместители вправе рассматривать дела по статьям, перечисленным в п. 3 ч. 2 данной статьи.
4. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (см. Положение об указанной Службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228). Данная Служба осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.
Данная Служба вправе пресекать нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера.
Рассматривать дела об административных правонарушениях по перечисленным в п. 4 ч. 2 данной статьи составам статей Кодекса вправе руководитель указанной выше Федеральной службы, его заместители, руководители территориальных органов Службы и их заместители.
Другой комментарий к статье 23.46 КоАП РФ
1. Общие положения, касающиеся порядка осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применения информационных технологий и обеспечения и защиты информации, определены Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1.
Особенность данной статьи состоит в том, что она определяет компетенцию нескольких федеральных органов исполнительной власти, каждый из которых осуществляет надзор за соблюдением правил обращения с конкретными видами информации. Составы правонарушений, дела о которых вправе рассматривать перечисленные в ч. 2 данной статьи должностные лица, также охватывают различные сферы деятельности: правила охраны линий и сооружения правительственной связи, обеспечения бесперебойной работы линий, предназначенных для нужд обороны; правила защиты информации; правила распространения обязательных сообщений и т.д.
Применительно к конкретным статьям КоАП РФ, устанавливающим ответственность за нарушение соответствующих правил (перечень их дан в ч. 2 данной статьи), определены полномочия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти.
Федеральным органом, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, ныне является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), которая создана в соответствии с п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314.
Согласно Положению о ФСТЭК России, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1085, к ее полномочиям отнесены, в частности, контроль за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации; межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю имеет свои территориальные органы, руководители (заместители руководителей) которых вправе рассматривать дела об административных правонарушениях по перечисленным в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи статьям КоАП РФ.
2. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности Российской Федерации, является Федеральная служба безопасности РФ, полномочия которой и система подчиненных ей органов определены Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ и утвержденным Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 Положением о Федеральной службе безопасности РФ. Руководитель ФСБ России, его заместители, руководители органов ФСБ России по субъектам РФ и отдельным регионам (территориальных органов), их заместители вправе рассматривать дела по статьям, перечисленным в п. 3 ч. 2 данной статьи.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, является Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Данная Служба осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере массовых коммуникаций (имеются в виду печать, телевидение, радиовещание, газеты и иные средства массовой информации); контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Данная Служба вправе пресекать нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера.
Рассматривать дела об административных правонарушениях по перечисленным в п. п. 4 и 5 ч. 2 данной статьи составам статей Кодекса вправе руководитель указанной выше Федеральной службы, его заместители, руководители территориальных органов Службы и их заместители.