(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков), статьей 7.4 (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами), статьей 7.6 (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 7.7-7.10 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 7.11 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.5-8.9 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.12-8.14 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частью 1 статьи 8.16 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.17 и 8.18 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.21 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьями 8.25-8.36 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.38 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статьей 8.39 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды по субъектам Российской Федерации, их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
3) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
4) пункт утратил силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ;
5) руководители государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, - главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения, их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 361-ФЗ.
6) руководители государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, - главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения, их заместители.
(Пункт дополнительно включен с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 361-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.
Комментарий к статье 23.25 КоАП РФ
1. Охрана территорий государственных природных заповедников и национальных парков возложена на органы, в чьем ведении они находятся, т.е. на Министерство природных ресурсов и экологии РФ (см. Положение о данном министерстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404). Надзор и контроль в отношении соблюдения законодательства возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, находящуюся в ведении данного министерства (см. Положение о Росприроднадзоре). В п. 5.1.2 данного Положения указано, что эта Служба осуществляет контроль и надзор "в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения", а также государственный земельный контроль в пределах своих полномочий (п. 5.1.9). Кроме того, на нее возложены полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал (п. 5.2.2), являющегося особо ценным объектом охраны, как составной части Байкальской природной территории (см. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"; Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" с изм. и доп.).
2. Охрана природных комплексов и объектов на территории государственного природного заповедника осуществляется государственными инспекторами по охране территории этого заповедника (см. Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 (с изм. и доп.)).
Директор государственного природного заповедника является главным государственным инспектором по охране территории этого заповедника, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора.
Государственный инспектор имеет право: проверять у лиц, находящихся на территории государственного природного заповедника, документы на право пребывания на этой территории; проверять документы на право осуществления деятельности по природопользованию и иной деятельности на прилегающей к территории государственного природного заповедника территории охранной зоны; задерживать нарушителей; изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы; производить на территории государственного природного заповедника и его охранной зоны досмотр транспортных средств и личных вещей и др. Государственный инспектор пользуется также всеми правами должностного лица государственной лесной охраны и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Государственному инспектору разрешается ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Он наделяется правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях.
3. Соблюдение режима национального парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят: директор национального парка и его заместители; старшие государственные инспекторы по охране национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих); участковые государственные инспекторы по охране национального природного парка (мастера леса, охотоведы); государственные инспекторы по охране национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря).
На службу охраны национальных природных парков возлагается осуществление мероприятий по их использованию, воспроизводству, охране и защите.
4. При применении комментируемой статьи следует учитывать, что в ней указаны лишь два вида особо охраняемых природных территорий. В отношении иных, например государственных природных заказников, охрана осуществляется специальной службой охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых они находятся, а также должностными лицами специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды (см. комментарий к ст. ст. 23.26 и 23.29).
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют охрану государственных природных заказников регионального значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
Другой комментарий к статье 23.25 КоАП РФ
1. Охрана территорий государственных природных заповедников и национальных парков возложена на органы, в чьем ведении они находятся, т.е. на Министерство природных ресурсов и экологии РФ, надзор и контроль в отношении соблюдения законодательства возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, находящуюся в ведении данного Министерства. В п. 5.1.2 Положения о Росприроднадзоре указано, что эта Служба осуществляет контроль и надзор "в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения", а также государственный земельный контроль в отношении земель особо охраняемых природных территорий (п. 5.1.9). Кроме того, на нее возложены полномочия федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал (п. 5.2.2), являющегося особо ценным объектом охраны как составной части Байкальской природной территории.
Охрана природных комплексов и объектов на территории государственного природного заповедника осуществляется государственными инспекторами по охране территории этого заповедника, что предусмотрено Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48.
Директор государственного природного заповедника является Главным государственным инспектором по охране территории этого заповедника, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора.
Государственный инспектор имеет право:
- проверять у лиц, находящихся на территории государственного природного заповедника, документы на право пребывания на этой территории;
- проверять документы на право осуществления деятельности по природопользованию и иной деятельности на прилегающей к территории государственного природного заповедника территории охранной зоны; задерживать нарушителей;
- изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
- производить на территории государственного природного заповедника и его охранной зоны досмотр транспортных средств и личных вещей и др.
Государственный инспектор пользуется также всеми правами должностного лица государственной лесной охраны и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Государственному инспектору разрешается ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Он наделяется правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях.
Соблюдение режима национального парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
- директор национального парка и его заместители;
- старшие государственные инспектора по охране национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
- участковые государственные инспектора по охране национального природного парка (мастера леса, охотоведы);
- государственные инспектора по охране национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря).
На службу охраны национальных природных парков возлагается осуществление мероприятий по их использованию, воспроизводству, охране и защите.
2. При применении комментируемой статьи следует учитывать, что в ней указаны лишь два вида особо охраняемых природных территорий. В отношении иных, например государственных природных заказников, охрана осуществляется специальной службой охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых они находятся, а также должностными лицами специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды (см. комментарий к ст. ст. 23.26 и 23.29 КоАП РФ).
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану государственных природных заказников регионального значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.