(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.
1. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24-8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29-8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), его заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.
Комментарий к статье 23.24 КоАП РФ
1. В Лесном кодексе РФ установлено, что государственный лесной контроль и надзор осуществляется путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной надзор) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства (ст. 96). В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (с изм. и доп.), в котором определен порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства.
2. Контрольно-надзорные функции в сфере лесного хозяйства осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое начиная с 2004 г. находилось в ведении Минприроды России. Указом Президента РФ от 27 августа 2010 г. N 1074 упомянутое Агентство было включено в число федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.
В Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736, указано, что этот орган осуществляет нормативно-правовое регулирование лесных отношений, а также контроль и надзор в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (согласно ст. 83 ЛК РФ), а также государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, перечисленных в ч. 2 ст. 83 ЛК РФ, в лесах обороны и безопасности и в некоторых других случаях (см. п. п. 5.4.15 - 5.4.18 Положения о Рослесхозе). Данное агентство осуществляет семенной контроль в отношении семян лесных растений.
Согласно подп. 6.11 п. 6 упомянутого выше Положения о Рослесхозе данное агентство вправе в пределах своей компетенции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
На Росприроднадзор и его территориальные органы возложен государственный лесной контроль и надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
3. Согласно упомянутому выше Положению об осуществлении государственного лесного контроля и надзора органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением тех случаев, когда такой надзор в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ или когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ, осуществляет Рослесхоз непосредственно и через свои территориальные органы. Данный контроль могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов РФ, в пределах полномочий, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
В п. 6 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора перечислены должностные лица, которые по должности одновременно являются соответствующими государственными лесными инспекторами.
В ст. 96 Лесного кодекса РФ (ч. 3 ст. 96) определены полномочия государственных лесных инспекторов и лесничих, в том числе право давать юридическим и физическим лицам обязательные к исполнению предписания по устранению нарушений лесного законодательства РФ и их последствий; в пределах своей компетенции осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание, предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных нарушений; ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств в период действия запрета или ограничений на пребывание в лесах; составлять по результатам проверки соблюдения лесного законодательства акты.
В дополнение к указанным выше полномочиям главный государственный лесной инспектор РФ, заместители, лесные инспекторы в субъектах РФ (руководители соответствующих территориальных органов) и их заместители вправе предъявлять иски в суды о возмещении ущерба и рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена перечисленными в первой части данной статьи статьями КоАП РФ.
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия (см. п. 8.1 упомянутого Положения).
4. В ч. 2 данной статьи дан исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о нарушениях лесного законодательства.
Другой комментарий к статье 23.24 КоАП РФ
1. В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, в котором определен порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства.
Следует отметить, что контроль и надзор за соблюдением лесного законодательства в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории субъектов РФ, входящих в перечень, предусмотренный ч. 2 ст. 83 ЛК РФ, и особо охраняемых объектах федерального значения относится к исключительной компетенции Росприроднадзора.
В Положении (п. 6) был определен перечень должностных лиц, выполняющих функции государственных лесных инспекторов, начиная с главного государственного лесного инспектора РФ и заканчивая государственными лесными инспекторами в лесничествах и лесопарках.
В настоящее время за должностными лицами Росприроднадзора сохранено право осуществления надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
2. Учитывая, что согласно Указу Президента РФ от 12.05.2008 N 724 Федеральное агентство лесного хозяйства передано в ведение Минсельхоза России, можно предполагать передачу контрольно-надзорных функций в сфере лесных отношений в ведение соответствующих органов, подведомственных данному Министерству.