(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 мая 2012 года Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 44-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
1. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков), статьей 7.3, статьей 7.4 (в части застройки площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования участками недр), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр), статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17 (в части нарушения условий лицензии на региональное геологическое изучение, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации), статьей 8.18 (в части нарушения правил проведения ресурсных исследований), статьей 8.19, статьей 8.20 (в части незаконной передачи минеральных ресурсов) настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
2) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
3) главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;
4) старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;
5) главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
6) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;
7) старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
Комментарий к статье 23.22 КоАП РФ
1. Компетенция органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (государственный геологический контроль), определяется Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (с изм. и доп.), Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (с изм. и доп.), Постановлениями Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (с изм. и доп.), от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования" (с изм. и доп.), от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изм. и доп.) и рядом других нормативных правовых актов РФ.
Государственный геологический контроль в отношении объектов, находящихся в ведении субъектов РФ, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, применяя соответствующие юрисдикционные полномочия (см. ст. 23.22.1).
Ныне в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О недрах" законодательно распределены юрисдикционные полномочия органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере осуществления контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по применению ст. 7.3, ст. 7.10, ст. 8.5, ст. 8.11 применительно к участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участкам недр местного значения, а также участкам недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (см. также п. 7 Положения о государственном контроле за изучением, рациональным использованием и охраной недр).
Функции Росприроднадзора по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр касаются соблюдения недропользователями требований законодательства, определяющих порядок изучения, рационального использования и охраны недр; выполнения требований лицензий на пользование участками недр, наличия технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, а также ряда других требований, перечисленных в упомянутом выше Положении (см. п. 4).
Должностные лица Росприроднадзора, осуществляющие геологический контроль, одновременно по должности являются:
руководитель Росприроднадзора и его заместители, а также руководитель подразделения центрального аппарата, ведающие вопросами данного контроля, - главным государственным инспектором РФ по геологическому контролю и его заместителями;
заместитель руководителя указанного выше подразделения - старшим государственным инспектором РФ по геологическому контролю;
начальники отделов, их заместители, главные специалисты указанного выше подразделения - государственными инспекторами РФ по геологическому контролю.
Руководители территориальных органов Росприроднадзора, их заместители одновременно являются главными государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории, их заместителями. Начальники отделов государственного геологического контроля указанных территориальных органов Росприроднадзора являются старшими государственными инспекторами, а главные и ведущие специалисты этих органов - государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории. Все перечисленные должностные лица являются субъектами административной юрисдикции по комментируемой статье (см. ч. 2).
Полномочия должностных лиц в сфере геологического контроля перечислены в упомянутом выше Положении (см. п. 8).
Порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы актов проведения проверок и предписаний устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
3. Функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере геологического контроля ныне определены п. 6 упомянутого выше Положения (осуществление контроля за безопасным состоянием горных выработок, скважин и иных подземных сооружений; соблюдение требований стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и др.).
Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный геологический контроль, определяется положением о государственном горном надзоре.
Другой комментарий к статье 23.22 КоАП РФ
1. Государственный геологический контроль в пределах своей компетенции осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Кроме того, геологический контроль осуществляют и органы государственной власти субъектов РФ. На Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) возложен контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Функции федеральных органов исполнительной власти в сфере геологического контроля определены Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Руководители Федеральной службы и руководители ее территориальных органов являются должностными лицами, осуществляющими государственный геологический контроль.
2. Функции Росприроднадзора по осуществлению государственного геологического контроля касаются соблюдения недропользователями требований законодательства, определяющих порядок изучения рационального использования и охраны недр; выполнения требований лицензий на пользование участками недр, наличия технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, а также ряда других требований, перечисленных в упомянутом выше Положении.
Должностные лица Росприроднадзора, осуществляющие геологический контроль, одновременно по должности являются:
- руководитель Росприроднадзора и его заместители, а также руководитель подразделения центрального аппарата, ведающие вопросами данного контроля, - главным государственным инспектором РФ по геологическому контролю и его заместителями;
- заместитель руководителя указанного выше подразделения - старшим государственным инспектором РФ по геологическому контролю;
- начальники отделов, их заместители, главные специалисты указанного выше подразделения - государственными инспекторами РФ по геологическому контролю.
Руководители территориальных органов Росприроднадзора, их заместители одновременно являются главными государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории, их заместителями. Начальники отделов государственного геологического контроля указанных территориальных органов Росприроднадзора являются старшими государственными инспекторами, а главные и ведущие специалисты этих органов - государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующей территории. Все перечисленные должностные лица являются субъектами административной юрисдикции по комментируемой статье.
Полномочия должностных лиц в сфере геологического контроля перечислены в упомянутом выше Положении.
Порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного геологического контроля, а также формы актов проведения проверок и предписаний устанавливаются МПР России.
Функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере геологического контроля ныне определены Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, которое внесло существенные изменения в Положение о Ростехнадзоре. Это - надзор за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, и надзор в сфере охраны недр.
В Положении о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр подчеркнуто, что взаимоотношения Росприроднадзора и Ростехнадзора с иными контрольными органами при осуществлении государственного геологического контроля регулируются соответствующими соглашениями (п. 5 Положения).
Статьи 8.17 - 8.20, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, предусматривают возможность применения в качестве меры административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения. Согласно ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может назначаться только судьей. Поэтому в случаях, когда должностные лица геологического контроля при рассмотрении дела придут к выводу о необходимости применения наряду со штрафом и конфискации предмета, они должны передать рассмотрение такого дела судье.