1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.
Комментарий к статье 22.3 КоАП РФ
1. Целью комментируемой статьи является обеспечение возможности рассмотрения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ дел об административных правонарушениях вне зависимости от изменений системы, структуры, организационно-правовой формы, подчиненности и наименования соответствующих органов.
2. Упразднение органа заключается в его ликвидации с передачей, как правило, его функций другому органу. Вопросы о порядке осуществления функций упраздняемого органа решаются путем дополнительного правового регулирования.
В целях исключения возможности применения мер административного принуждения органами, которыми такое право не предоставлено (см. комментарий к ст. 22.1), законодатель счел необходимым установить требование о внесении необходимых изменений соответственно в Кодекс (см. гл. 23) или закон субъекта РФ. До внесения таких изменений дела, которые были подведомственны упраздненному органу, рассматривают судьи.
Вопрос о том, к подсудности какого именно суда относится дело, переданное в связи с упразднением органа или должности лица, уполномоченного рассматривать дело в соответствии с нормами главы 23 Кодекса или законом субъекта РФ, должен решаться с учетом положений законодательства о судебной системе Российской Федерации, устанавливающего полномочия судов, а также с учетом разграничения подсудности, закрепленной в ст. 23.1 Кодекса.
3. Преобразование органа предполагает изменение его организационно-правовой формы. При этом функции и полномочия преобразовываемого органа, а также весь комплекс связанных с ними прав и обязанностей переходят к органу, возникшему в результате преобразования. Иная реорганизация может заключаться в слиянии (объединении), присоединении, разделении, выделении (организационном обособлении) органов.
Переподчинение органа заключается в изменении его организационной подчиненности. При этом структура, функции и объем полномочий такого органа чаще всего не изменяются. Нередко переподчинение специализированных структурных подразделений и учреждений федеральных органов исполнительной власти осуществляется в случае упразднения или преобразования федерального органа, которому они подчинены.
Частью 2 комментируемой статьи установлено, что до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные преобразованным или иным образом реорганизованным органам дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
4. Изменение наименования органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в отличие от его преобразования, не связано с изменением организационно-правовой формы, характера и объема полномочий или организационной подчиненности такого органа. По сути, переименованный орган продолжает осуществлять ранее установленные для него полномочия. Это положение закреплено в ч. 3 комментируемой статьи.
Аналогичным образом решается вопрос о полномочиях должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях в случае изменения наименований их должностей.
Другой комментарий к статье 22.3 КоАП РФ
1. Под упразднением органа понимается его полная ликвидация, в результате которой осуществляемые им функции и полномочия переходят к другому органу в соответствии с вносимыми в КоАП РФ или соответствующий закон субъекта РФ необходимых изменений в сфере распределения полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях. До внесения таких изменений дела, которые были подведомственны упраздненному органу, рассматривают судьи в пределах своих полномочий, установленных положениями законодательства о судебной системе РФ, с учетом разграничения подсудности, установленной в ст. 23.1 КоАП РФ.
Под преобразованием органа понимается изменение его организационно-правовой формы, вследствие которого все его функции и полномочия, а также комплекс связанных с ними прав и обязанностей переходят к вновь возникшему в результате этого процесса органу. В случае преобразования органа путем слияния или присоединения функции объединяемых органов переходят к вновь образуемому органу, а при преобразовании органа в форме разделения или выделения вопрос разделения полномочий определяется путем распределения их между созданными отдельными органами.
Понятие переподчинение органа подразумевает изменение его организационной подчиненности, без изменения его структуры, функций и объема полномочий.
2. До внесения в КоАП РФ или соответствующий закон субъекта РФ необходимых изменений и дополнений, вызванных преобразованием органов, дела об административных правонарушениях рассматривают органы или учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
Изменение наименования органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, не влечет изменение ранее установленные для него полномочий.
Вопрос о полномочиях должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях в случае изменения наименований их должностей разрешается аналогичным образом.