Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 21.4 КоАП РФ

1. Рассматриваемые в данной статье правонарушения посягают на порядок управления. Должностные лица, совершающие такие правонарушения, могут причинить вред проведению призыва, комплектованию воинских частей, моральный вред военнообязанным и лицам, подлежащим призыву на военную службу.

2. На основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изм. и доп.) к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Федеральное бюро находится в ведении Минздравсоцразвития РФ. Главные бюро медико-социальной экспертизы, бюро представляют в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

3. Органы записи актов гражданского состояния должны сообщать в двухнедельный срок соответствующим военным комиссариатам, иным уполномоченным органам о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

4. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, должностные лица предприятий, учреждений, организаций обязаны направлять необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет и состоящих на воинском учете. В связи с этим администрация обязана проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты, а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, соответствующие удостоверения; устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете; направлять граждан, подлежащих постановке на учет, в соответствующий орган учета по месту жительства; обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан из числа работающих (обучающихся). О всех призывниках и других гражданах, пребывающих в запасе, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений), администрация обязана сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты.

5. Невыполнение требований нормативных актов, касающихся обеспечения воинского учета, является результатом недобросовестного отношения должностных лиц к своим служебным обязанностям, их неорганизованности и недисциплинированности. С объективной стороны административное правонарушение характеризуется бездействием должностных лиц. С субъективной стороны - виной в форме умысла либо неосторожности.

6. Субъектами ответственности по данной статье могут быть только должностные лица соответственно учреждений медико-социальной экспертизы и ЗАГСа, а также руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, руководители учебных заведений, другие должностные лица, пользующиеся правом найма и увольнения, начальники отделов кадров, иные ответственные за ведение воинского учета должностные лица, на которых приказом руководителя возложены обязанности по воинскому учету.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (ст. 23.11).

Протокол об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 21.4 КоАП РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является порядок воинского учета.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что:

1) виновный, будучи должностным лицом государственной службы медико-социальной экспертизы, не сообщает в военкомат или иной орган, ведущий воинский учет граждан, состоящих в запасе, сведений по форме, утвержденной Минздравом России, Минобороны России, рядом иных федеральных органов исполнительной власти о признании граждан, состоящих (либо обязанных состоять) на воинском учете, инвалидами (любой группы), в т.ч. в случаях, когда инвалидность устанавливается на определенный срок;

2) виновный не сообщает в военкомат данные об изменениях в записях актов гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете;

3) виновный не сообщает в военкомат (иной орган, который ведет воинский учет) о принятых на работу (учебу в любое образовательное учреждение), уволенных с работы (отчисленных из образовательного учреждения) гражданах, которые состоят на воинском учете.

Данное правонарушение считается оконченным с момента, когда истек срок сообщения указанных сведений и совершаются в форме бездействия.

Так, в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, руководители, другие должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны сообщать в 2-недельный срок по запросам отделов военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных комиссий сведения о гражданах, характеризующие состояние их здоровья, в том числе о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), представлять медицинские карты амбулаторных больных, медицинские книжки военнослужащих и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, истории болезни, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы), а также иные сведения, необходимые для проведения освидетельствования граждан.

2. Субъект - специальный:

1) руководители МСЭК, ЗАГС, организаций-работодателей, образовательных учреждений;

2) иные должностные лица, ответственные в упомянутых организациях и органах за военно-учетную работу. Индивидуальные предприниматели, у которых есть работники, также могут быть привлечены к административной ответственности за несообщение сведений о приеме (увольнении) граждан, состоящих на воинском учете (обязанных состоять на воинском учете).

3. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются военными комиссарами.