Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 21.2 КоАП РФ
1. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.), Положением о воинском учете и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденными Постановлениями Правительства РФ соответственно от 27 ноября 2006 г. N 719 и от 11 ноября 2006 г. N 663 (с изм. и доп.), граждане РФ, подлежащие воинскому учету, должны являться при получении повестки в установленное время в военные комиссариаты района или города, на территории которого они постоянно или временно проживают, для постановки на воинский учет. При этом граждане, подлежащие призыву, для постановки на учет и снятия с учета обязаны лично являться в военкоматы, если они не работают и не учатся.
Закон предусматривает обязательность явки по вызову военного комиссариата на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии, а также для отправки в воинскую часть. Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций, а также органов местного самоуправления (п. 7 Положения о призыве на военную службу), как правило, за три дня до назначенного срока явки.
2. Органы местного самоуправления и администрация организаций (независимо от форм собственности), взаимодействуя с военными комиссарами, обязаны разъяснять гражданам их обязанности по воинскому учету, вести прием граждан по вопросам воинского учета, организовывать оповещение о вызовах в военкомат, обеспечивая возможность своевременной явки по вызовам. Кроме того, на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять контроль за посещением гражданами, подлежащими призыву, лечебно-профилактических учреждений, в которые они направляются для медицинского обследования или освидетельствования.
Данная статья предусматривает ответственность должностных лиц организаций и должностных лиц органов местного самоуправления за неоповещение работников об их вызове в военкоматы; необеспечение им возможности своевременной явки по вызову (повестке), а также за чинимые препятствия к явке работников.
Противоправное поведение виновных должностных лиц может выражаться как в их действиях, так и в бездействии и свидетельствовать о недобросовестном отношении к своим обязанностям. Форма вины - умысел или неосторожность.
3. Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть только руководители или другие должностные лица указанных выше организаций и органов.
4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (ст. 23.11).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 21.2 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, обеспечения обороноспособности страны.
Объективная сторона выражается в форме бездействия, которое заключается в неисполнении должностным лицом возложенных на него обязанностей по оповещению граждан о вызове их по повестке в военный комиссариат или иной орган воинского учета. Указанное бездействие препятствует законной деятельности указанных органов государственной власти в исполнении возложенных на них обязанностей воинского учета и военной службы.
2. Субъектом данного правонарушения выступают должностные субъекты юридического лица, в обязанности которых вменяется воинский учет в рамках отдельно взятого юридического лица, к числу таких субъектов в первую очередь относятся руководители, поскольку они осуществляют управление предприятием, учреждением, организацией и несут ответственность за все решения и действия в отношении такого субъекта. Наряду с руководителем обязанности воинского учета могут быть возложены и на сотрудника юридического лица, который также становится субъектом ответственности по настоящей статье. К числу субъектов нормы настоящей статьи относят и должностных лиц органов местного самоуправления, наделенных соответствующими обязанностями.
Субъективная сторона выражается как умышленной, так и неосторожной формой вины.