1. Неповиновение законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Несанкционированное проникновение либо попытка проникновения на территорию (объект), в пределах которой (на котором) введен правовой режим контртеррористической операции, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
3. Воспрепятствование проведению контртеррористической операции -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
4. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, установленных законодательством о средствах массовой информации условий освещения контртеррористической операции -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 июля 2006 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 153-ФЗ.
Комментарий к статье 20.27 КоАП РФ
1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности.
2. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 данной статьи, выражается в нарушении определенных положений правового режима контртеррористической операции, установленного Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп.), путем совершения соответствующих действий или бездействия.
Согласно ст. 3 данного Федерального закона контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Контртеррористическая операция осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности РФ, а также создаваемой группировки, в состав которой могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 15).
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона решение о проведении указанной операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо упомянутого органа, либо руководитель территориального органа данного федерального органа (если руководителем федерального органа не принято иное решение).
В ст. 11 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим указанной операции на период ее проведения.
Руководитель контртеррористической операции определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим указанной операции, и устанавливает комплекс соответствующих мер и временных ограничений, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении операции (ст. 13).
Решение о введении данного правового режима (включая определение территории (перечня объектов) и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене этого режима подлежат незамедлительному обнародованию (ст. 11).
В ст. 11 данного Федерального закона установлено, что при введении соответствующего правового режима в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, допускается применение следующих мер и временных ограничений: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности; удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий; ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные помещения и на земельные участки, принадлежащие физическим лицам, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом; проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен данный правовой режим, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств; а также некоторые другие меры и временные ограничения.
При этом на отдельных участках соответствующей территории (объектах) могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс предусмотренных мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения (ст. 11).
3. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, выражается в нарушении условий освещения контртеррористической операции, установленных законодательством о средствах массовой информации. Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изм. и доп.) порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения указанной операции определяется руководителем операции.
При освещении такой операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных (ст. 4).
4. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 настоящей статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица, а ч. 2 - только граждане.
При этом следует иметь в виду, что в ч. 4 комментируемой статьи установлена ответственность специальных субъектов. Ими являются главный редактор, редакция средства массовой информации, организация, осуществляющая выпуск или распространение средства массовой информации.
5. Комментируемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Последнее касается несанкционированного проникновения в зону проведения контртеррористической операции, а равно попытки проникновения в эту зону, а также нарушения условий освещения контртеррористической операции.
6. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы уполномочены составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3) и должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию (п. 79 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 20.27 КоАП РФ
1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности.
Объективная сторона правонарушений выражается в нарушении определенных положений правового режима контртеррористической операции, установленного Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", путем совершения соответствующих действий или бездействия.
В силу положений указанного Федерального закона под контртеррористической операцией понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в пределах территории проведения контртеррористической операции может быть введен правовой режим указанной операции на период ее проведения.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи, выражается в нарушении условий освещения контртеррористической операции, установленных законодательством о средствах массовой информации.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица. В ч. 4 комментируемой статьи установлена ответственность специальных субъектов - главного редактора, редакции средства массовой информации, организации, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.