Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.
Комментарий к статье 20.21 КоАП РФ
1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.
Важное значение данной статьи в обеспечении соблюдения правопорядка отметил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 328-О "Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
2. К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.
3. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и комментируемой статьей Кодекса.
4. Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).
5. Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.
6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
7. Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 20.21 КоАП РФ
1. Под опьянением понимается алкогольное, наркотическое и токсическое опьянение. Мерой воздействия на психику человека любое из видов опьянения создает угрозу общественному порядку, потенциальным источником которой является соответствующий субъект.
В Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона N 488399-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и Кодекс РФ об административных правонарушениях", в соответствии с которым в комментируемую статью предлагается внести следующие дополнения: лица, указанные в настоящей статье, утратившие способность самостоятельно передвигаться либо ориентироваться в окружающем пространстве, помещаются в специализированные отделения медицинских организаций до их выведения из указанного состояния.
Также для такой категории граждан предлагается дополнить КоАП РФ такой мерой обеспечения производства по делам об административном правонарушении, как помещение в специализированное отделение медицинской организации лица, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.
Помещение в специализированное отделение медицинской организации лица, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, заключается в его препровождении сотрудниками полиции в специализированное отделение медицинской организации и осуществляется на основании протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным должностным лицом. Содержание в специализированном отделении медицинской организации в условиях, исключающих возможность самовольного оставления ее, применяется в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, оказания лицу, находящемуся в состоянии опьянения, медицинской помощи.
Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей. Такие дела рассматриваются также судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители, начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители.
Должностные лица органов внутренних дел уполномочены также составлять протоколы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей.
2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения - физическое лицо. Статья не имеет специального субъектного состава.
Объект правонарушения - общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона - действие, выражающееся в появлении на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Субъективная сторона - наличие вины.
Так, Определением Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 328-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях" установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), как и иных защищаемых Конституцией РФ ценностей, - обязанность государства, федеральный законодатель вправе осуществлять надлежащее правовое регулирование, обеспечивающее соблюдение правопорядка, в том числе предусматривать административную ответственность за противоправные деяния. При этом допустимые ограничения прав и свобод строго очерчены Конституцией РФ, ее ст. ст. 17 (ч. 3), 29 (ч. 2) и 55 (ч. 3) (Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 70-О). Оспариваемая заявителем норма направлена на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.
Таким образом, введение ст. 20.21 КоАП РФ административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, а потому жалоба С.Н. Парского не является допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ".