1. Незаконное осуществление частной охранной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
2. Незаконное осуществление частной детективной (сыскной) деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
3. Осуществление деятельности по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением установленных законом требований -
(Абзац дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
4. Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований -
влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
Комментарий к статье 20.16 КоАП РФ
1. Комментируемая статья административными мерами обеспечивает охрану отношений, возникающих при реализации Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Федеральными законами от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ, от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ, от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ в указанный Закон РФ и иные законодательные акты, регулирующие частную детективную и охранную деятельность, были внесены существенные изменения. В соответствии с ними осуществление этой деятельности происходит исключительно на основании названного Закона РФ имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел частными детективами или частными охранными организациями. Статья 1.1 Закона определяет понятия частной охранной деятельности, частного охранника, частного детектива, объектов охраны и др.
В ст. 3 указанного Закона РФ приведен исчерпывающий перечень видов услуг, предоставление которых разрешается в целях сыска или охраны.
Статья 12.1 указанного Закона определяет права и обязанности частного охранника при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых денежных средств и иного имущества.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризует осуществление организациями незаконной частной охранной деятельности. Под таковой для организаций должна пониматься деятельность без необходимой лицензии. Другие нарушения раздела III и требований, установленных в ст. 15.1 указанного Закона РФ, по смыслу комментируемой статьи будут составлять объективную сторону ее ч. 4. Как представляется, это не вполне отвечает целям охраны правоотношений в сфере правопорядка, так как оказание частной охранной организацией охранных услуг, не предусмотренных лицензией, или вооруженной охраны без договора по своим последствиям для прав и свобод граждан несет не меньшую опасность, чем эта деятельность без лицензии.
Основным критерием объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является незаконное осуществление частной охранной деятельности в нарушение требований упомянутого выше Закона. Это же касается частного детектива (ч. 2 данной статьи).
Частным детективом может быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в соответствии с упомянутым выше Законом лицензию на осуществление частной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные ч. 2 ст. 3 Закона. Указанная деятельность исключает ее совмещение с государственной службой или с муниципальной службой (ст. 7 Закона).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, также выражается в оказании гражданином сыскных услуг без лицензии, выдаваемой органами внутренних дел. Нарушение иных положений раздела II указанного Закона РФ частными детективами, в том числе совершение частным детективом в ходе оказания сыскных услуг действий, которые повлекли за собой нарушение прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; оказание сыскных услуг с использованием запрещенных к применению технических средств; оказание частным детективом в целях сыска услуг, не предусмотренных частью второй статьи 3 указанного Закона РФ, то есть нарушение прямых запретов, установленных законодательством, будет составлять объективную сторону только ч. 4 комментируемой статьи. Это обусловлено тем, что вышеуказанные нарушения перечислены в Законе РФ среди нарушений правил и требований к детективной деятельности. Следует учитывать, что в настоящее время право на осуществление частной детективной деятельности у организаций отсутствует.
4. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, составляет подготовка и переподготовка частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций негосударственными образовательными учреждениями без лицензии на образовательную деятельность, выдаваемой органами управления образованием, или в нарушение требований, установленных ст. ст. 15.2, 15.3 указанного Закона РФ.
5. Объективную сторону по ч. 4 комментируемой статьи составляет оказание частным охранником или частным детективом услуг, не предусмотренных Законом РФ "О частной детективной или охранной деятельности", либо с нарушением требований Закона.
6. Субъектами административной ответственности по ч. ч. 1 и 2 являются гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо и юридическое лицо; по ч. 3 - должностное лицо, являющееся руководителем негосударственного образовательного учреждения; по ч. 4 - частные детективы (индивидуальные предприниматели, должностные лица - руководители частных охранных организаций).
7. С субъективной стороны вина юридического лица признается в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, а нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется умышленной формой вины.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 20.16 КоАП РФ
1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Частная детективная и охранная деятельность положениями Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.
Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Объективную сторону данных составов правонарушений характеризует осуществление либо организация частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии). Осуществление лицом, получившим в установленном порядке соответствующую лицензию, деятельности, выходящей за пределы указанного перечня услуг, должно быть квалифицировано по ч. 4 данной статьи.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны совершение данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.