(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ.
Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июня 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ)
____________________________________________________________________
Положения статьи 19.7.3 настоящего Кодекса, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания, - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П.
____________________________________________________________________
Комментарий к статье 19.7.3 КоАП РФ
1. Цель комментируемой статьи - обеспечить исполнение требований законодательства РФ, регулирующего общественные отношения в области финансовых рынков.
2. Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами установлен порядок представления информации, в том числе в форме отчетов и уведомлений, в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам, которая имеет территориальные органы (см. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 (с изм. и доп.)).
3. Объективную сторону правонарушений по комментируемой статье составляют действия или бездействие, выразившиеся в нарушении порядка либо сроков представления информации, непредставлении либо представлении неполной или недостоверной информации, представление которой предусмотрено законодательством РФ, в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России) либо ее территориальные органы, если эти действия либо бездействие не влекут уголовной ответственности.
Для привлечения лица к административной ответственности по комментируемой статье необходимо, чтобы обязанность по представлению указанной информации в ФСФР России либо ее территориальные органы была предусмотрена Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Злостное уклонение от раскрытия или представления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах, либо представление заведомо неполной или ложной информации влекут уголовную ответственность по ст. 185.1 УК РФ, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Крупным признается ущерб, превышающий один миллион рублей (примечание к ст. 185 УК РФ).
4. Субъектами правонарушений по комментируемой статье являются физические и юридические лица, а также руководители и другие работники, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (см. примечание к ст. 2.4).
5. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.
6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47), а в случаях, когда возникает необходимость применения дисквалификации, - судьи (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).
7. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ, вступившим в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (РГ. 2010. 30 июля), в абзац первый ст. 19.7.3 внесены изменения. Смысл указанных изменений состоит в том, что административная ответственность по комментируемой статье будет применяться только в том случае, если информация, которая подлежит представлению в Федеральную службу по финансовым рынкам либо ее территориальные органы, необходима для исполнения возложенных на них законодательством полномочий по предметам их ведения.
Другой комментарий к статье 19.7.3 КоАП РФ
1. Прежде всего, следует отметить, что положения комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями, ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ устанавливает перечень функций Банка России.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов, а также для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц (ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).
Банк России наделен также полномочиями запрашивать и получать сведения, позволяющие оценить соответствие требованиям к деловой репутации и финансовому положению установленных законом лиц - например, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации (ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, включает, помимо четырех общих составов (непредставление, неполное представление, представление с нарушением сроков, представление недостоверной информации) пятый состав - нарушение порядка представления информации.
В частности, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности. Данный порядок закреплен в Положении о порядке составления головной кредитной организацией банковской (консолидированной) группы консолидированной отчетности, утвержденном Банком России 05.01.2004 N 246-П. Порядок содержит детальный перечень информации, форму представления, а также принципы ее обработки.
В случаях, когда непредставление информации связано с нарушением страхового законодательства, административная ответственность не наступает - в таких ситуациях Банк России выдает предписание об устранении нарушения страхового законодательства (ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
В случаях, когда действия, связанные с непредставлением информации в Банк России, образуют состав уголовного преступления, ответственность наступает по соответствующей статье УК РФ. К таким статьям в том числе относятся ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 159.1 (мошенничество в сфере кредитования), ст. 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) УК РФ.
3. Члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность по комментируемой статье как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).
Непредставление информации в Банк России может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривает Банк России (ст. 23.74 КоАП РФ), который вправе передать его на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ).