Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 18.5 КоАП РФ
1. Комментируемая статья Кодекса непосредственно связана со ст. 18.1, определяющей базовые положения, необходимые для ее характеристики (см. п. п. 2 - 4 комментария к ст. 18.1).
2. Пересечение Государственной границы РФ невоенными, военными и воздушными судами осуществляется на путях международного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ.
3. Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу РФ на море, реках, озерах и иных водоемах также с соблюдением правил, установленных Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальном море РФ пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства РФ.
4. Воздушные суда пересекают Государственную границу РФ по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, установленных Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Воздушным судам при следовании от госграницы до пунктов пропуска через госграницу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство РФ запрещается посадка в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, вылет с неоткрытых аэропортов, аэродромов, другие действия, запрещенные законодательством РФ, международными договорами РФ.
5. Не являются нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, вынужденный заход иностранных невоенных судов и военных кораблей на территорию Российской Федерации, а также вынужденный, несанкционированный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, транзитный пролет, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов (кораблей), доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам и т.п.
6. Объектом посягательства административных правонарушений являются неприкосновенность Государственной границы РФ, установленный порядок управления в виде правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ, интересы национальной безопасности.
7. Объективная сторона характеризуется нарушением, несоблюдением установленных правил. Для квалификации правонарушения необходимо обратиться к соответствующим правовым актам, регулирующим мирный проход судов через территориальное море РФ и транзитный пролет через воздушное пространство РФ.
8. Субъективная сторона характеризуется как умышленной виной, так и неосторожностью.
9. Субъектами правонарушений являются юридические лица.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица пограничных органов (ст. 23.10).
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 18.5 КоАП РФ
1. Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением мирного прохода через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ. В соответствии со ст. 11 Закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.
Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
- угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
- любые маневры или учения с оружием любого вида;
- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;
- любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;
- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ;
- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства РФ и нормам международного права;
- любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
- любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;
- любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Условия транзитного пролета через воздушное пространство РФ определяется ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении правил мирного прохода через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.
2. Субъектом состава данного административного правонарушения являются исключительно юридические лица, причем как российские, так и иностранные.
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.