1. Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.
1.1. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -
влекут предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
(Часть дополнительно включена с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ)
2. Ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо проведение массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а равно содержание или выпас скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны без разрешения пограничных органов либо с разрешения таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо нарушение порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 446-ФЗ.
Комментарий к статье 18.2 КоАП РФ
1. Пограничный режим (применительно к комментируемой статье) - это режим пограничной зоны; российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов территориального моря РФ, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. Он служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы РФ. Пограничный режим включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне.
2. Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.
Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов РФ.
3. Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным и коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений. Устанавливаются места, время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
4. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, в том числе охота, за исключением работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне осуществляются:
а) в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, - на основании разрешения пограничных управлений ФСБ России или подразделений пограничных управлений ФСБ России;
б) в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных управлений ФСБ России или подразделений пограничных управлений ФСБ России.
5. Содержание или выпас скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны также осуществляются только на основании разрешения пограничных органов.
6. Для квалификации правонарушений, предусмотренных данной статьей, нужно обращаться к конкретным правилам пограничного режима, которые содержатся в Законе РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также к иным нормативным правовым актам и другим документам.
7. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является установленный порядок управления в виде пограничного режима.
8. Объективная сторона данных правонарушений проявляется в нарушении правил пограничного режима и характеризуется рядом конкретных юридических составов: 1) незаконные въезд (проход), временное пребывание и передвижение граждан и транспортных средств в пограничной зоне; 2) ведение хозяйственной и иной деятельности, содержание или выпас скота, проведение массовых и иных мероприятий в пограничной зоне без разрешения пограничных органов; 3) проведение той или иной деятельности и мероприятий с разрешения пограничных органов, но в нарушение установленного порядка их проведения. Все названные правонарушения совершаются путем активных противоправных действий.
9. Субъектом данных правонарушений может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а по ч. 2 - также должностное лицо предприятия, учреждения, организации или общественного объединения и юридическое лицо.
10. Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.
11. Дела по данной статье рассматривают должностные лица пограничных органов (ст. 23.10).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 18.2 КоАП РФ
1. Объектом комментируемого состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с функционирование пограничного режима в пограничной зоне РФ.
Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (преимущественно в виде действия, но может быть и посредством бездействия), выразившееся в:
- нарушении правил въезда (прохода) в пограничную зону;
- нарушений правил временного пребывания, передвижения физических лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе РФ на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения физических лиц и (или) транспортных средств устанавливаются не только ст. 16 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1, но и Приказом ФСБ России от 15.10.2012 N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима".
Субъектом данного состава административного правонарушения являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
2. Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием) без разрешения пограничных органов РФ или с таким разрешением, но с нарушением установленного порядка, выразившееся в:
- ведении хозяйственной, промысловой или иной деятельности;
- проведении массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне;
- содержании или выпасе скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны.
Правила ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо нарушение порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне определяются в разделе 2 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 N 515.
Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.