(наименование дополнено с 19 июня 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 78-ФЗ
1. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (абзац дополнен с 19 июня 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 78-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 17.3 КоАП РФ
1. Данное правонарушение посягает на институт государственной власти в лице власти судебной. Нарушение установленных в суде правил препятствует или мешает судье вести процесс в соответствии с процессуальными нормами, является одним из проявлений неуважения к суду, участникам судопроизводства, присутствующим в зале судебного заседания.
Обязанность обеспечения порядка при проведении судебного процесса лежит на судье, а также на судебном приставе. Они знакомят участников судопроизводства и публику с установленным порядком, дают распоряжения и требуют их исполнения.
2. Комментируемая статья сформулирована как общая норма об ответственности за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава для всех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства.
Однако в настоящем Кодексе (в отличие от Уголовно-процессуального Кодекса ) нет нормы, регламентирующей обеспечение порядка при проведении судебного заседания, и не установлены соответствующие наказания.
3. Распоряжения судьи, которые доводятся до сведения всех присутствующих, могут касаться случаев нарушения установленных в суде правил, обеспечивающих нормальное проведение судебного заседания, неисполнения их любым лицом, находящимся в зале. Какие-либо пререкания с судьей по поводу его распоряжений о соблюдении порядка, в том числе и со стороны участников судебного разбирательства, недопустимы.
В законодательных актах приводятся правила, соблюдение которых необходимо во время проведения судебного заседания (ст. 54 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст. 241 УПК РФ, ст. 158 ГПК РФ, ст. 154 АПК РФ).
При применении комментируемой нормы не могут ущемляться права участников судопроизводства.
4. Комментируемая статья касается только тех судебных приставов, которые обеспечивают установленный порядок деятельности судов (см. ст. 14 Федерального закона "О судебных приставах" (с изм. и доп.)).
На это обстоятельство также обращено внимание в Федеральном законе от 3 июня 2006 г. N 78-ФЗ, которым наименование ст. 17.3 дополнено словами "по обеспечению установленного порядка деятельности судов". Такое же уточнение сделано и в абзаце первом ч. 2 данной статьи.
5. Субъективная сторона составов административных правонарушений, указанных в данной статье, может выражаться только в виде умышленной вины. Лицо ознакомлено с распоряжением судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, но оно игнорирует распоряжение и продолжает совершать такие действия.
6. В обеих частях настоящей статьи указывается, что распоряжения судьи и судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, должны быть законными. Лицо, подвергнутое наказанию по данной статье, вправе обжаловать соответствующее постановление в вышестоящий суд (см. комментарий к ст. 30.1).
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют судебные приставы (п. 77 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 17.3 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с существованием и деятельностью институтов государственной власти.
Действующим процессуальным законодательством обязанность по обеспечению порядка при проведении судебного процесса возложена на судей и судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.
С объективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются сознательными действиями виновного лица, направленными на игнорирование требований судьи или судебного пристава о прекращении нарушения установленных в суде правил, обеспечивающих нормальное проведение судебного заседания. Следует учитывать, что при применении комментируемой нормы не могут ущемляться права участников судопроизводства на гласность, открытость и состязательность судопроизводства. Обязательным признаком объективной стороны данных правонарушений выступает законность распоряжения судьи и пристава - то есть соответствие заявленного требования положениям действующего законодательства.
2. Субъективная сторона составов административных правонарушений, указанных в данной статье, может выражаться только в виде умышленной вины.