Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
2. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ.
Комментарий к статье 16.4 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок перемещения через таможенную границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации.
Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и с Законом о таможенном регулировании (ст. 4 указанного Закона).
В соответствии со ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза. Такие случаи установлены Договором "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51).
2. Объективную сторону данного правонарушения составляют недекларирование либо недостоверное декларирование подлежащих обязательному письменному декларированию иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с указанным Договором ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:
при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.
Аналогичный ("зеркальный") порядок установлен Договором в отношении вывоза денежных средств и денежных инструментов.
Неподача декларации в нарушение указанного порядка либо подача декларации, содержащей недостоверные сведения влечет привлечение лица к ответственности по данной статье.
При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. ч. 1 или 2 ст. 16.1 (например, физическое лицо прошло через "зеленый" коридор, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).
4. Данное правонарушение следует разграничивать с уголовным преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации. Критерием разграничения является сумма перемещенных через таможенную границу денежных средств. Частью 1 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, выражающееся в перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Крупным размером УК РФ признает стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.
См. по данному вопросу Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля).
5. Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица.
6. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной, выраженной как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 16.4 КоАП РФ
1. Объектом данного состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу ТС денежных средств и (или) денежных инструментов физическими лицами. Предметом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются наличные денежные средства и денежные инструменты. В соответствии со ст. 2 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 05.07.2010 наличные денежные средства - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в недекларировании или недостоверном декларировании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через Таможенную границу ТС, если они подлежат письменному декларированию. В соответствии со ст. 3 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через Таможенную границу ТС от 5 июля 2010 г. физические лица могут ввозить наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на таможенную территорию Таможенного союза без декларирования в письменной форме на сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. При перемещении единовременно наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. Приведенный договор допускает по желанию физического лица задекларировать в письменной форме наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.
Диспозиция комментируемой нормы так же предусматривает, что административная ответственность по настоящей статье возможна лишь при условии, что эти действия (бездействия) не содержат состава уголовно наказуемого деяния, например, по ст. ст. 193 или 194 и т.п. УК РФ.
Субъектом данного административного правонарушения является лишь физическое лицо, как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее возраста 16-ти лет.
Субъективная сторона комментируемого состава административного правонарушения характеризуется прямым и косвенным умыслом, небрежностью и самонадеянностью, как неосторожной формы вины. Другие признаки субъективной стороны данного состава правонарушения классифицирующего значения не имеют.
2. В примечании к ст. 16.4 КоАП РФ предусматриваются правила расчетов размера административного наказания в виде административного штрафа. Так, п. 1 примечания предусматривает, что основой исчисления административного штрафа является незадекларированная сумма наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Незадекларированной суммой следует признать сумму, превышающую сумму наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх, разрешенной для перемещения без таможенного декларирования в письменной форме, т.е. незадекларированной суммой является разница между общей суммой наличных денежных средств, и (или) стоимости дорожных чеков, и (или) стоимости денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу ТС и суммы наличных денежных средств, и (или) стоимости дорожных чеков, и (или) стоимости денежных инструментов, разрешенных к перемещению через таможенную границу ТС без таможенного декларирования в письменной форме.
Пункт 2 примечания к ст. 16.4 КоАП РФ закрепляет правило, что пересчет незадекларированных сумм наличных денежных средств (дорожных чеков) и (или) стоимости денежных инструментов в валюту Российской Федерации осуществляется на день совершения или обнаружения административного правонарушения в соответствии с курсом Центрального банка РФ. Моментом совершения административного правонарушения признается момент совершения субъектом действий, содержащих объективную сторону состава административного правонарушения. Моментом обнаружения административного правонарушения следует считать непосредственное выявление должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.