1. Совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в реестр таможенных представителей, либо включенным в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из него, за исключением случаев, если обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного представителя из указанного реестра либо если таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в реестр таможенных представителей, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения или таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности связано с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения лица из соответствующего реестра, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 16.23 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения по этой статье являются общественные отношения, связанные с проведением контроля за осуществлением деятельности в сфере таможенного дела.
2. К лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, отнесены таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы магазинов беспошлинной торговли, владельцы таможенных складов и уполномоченный экономический оператор. Деятельность указанных лиц в сфере таможенного дела допускается только после включения их в соответствующий реестр. Порядок включения лиц в реестр, исключения из него, права и обязанности указанных лиц установлены гл. 3 разд. 1 ч. I ТК ТС и гл. 5 раздела I Закона о таможенном регулировании. Исключение лица из реестра влечет прекращение его деятельности как уполномоченного лица. К деятельности в области таможенного дела не относится деятельность уполномоченного экономического оператора (гл. 6 разд. I Закона о таможенном регулировании).
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц таможенных операций лицом, не включенным в реестр таможенных представителей либо включенным в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из такого реестра.
Представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров вправе только лица, определенные ТК ТС (ст. 176). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что административная ответственность по ч. 1 данной статьи за совершение таможенных операций в случаях, когда таможенным законодательством предоставлено право на совершение таких операций без включения лица в реестр таможенных брокеров (представителей), не наступает.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 может выражаться в осуществлении лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из такого реестра, перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, либо хранении товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении или помещенных под таможенный режим таможенного склада.
Поскольку ТК ТС и Законом о таможенном регулировании перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, был дополнен указанием на владельца магазина беспошлинной торговли и уполномоченного экономического оператора, до внесения соответствующих изменений в КоАП РФ лица, исключенные из таких реестров или включенные в них на основании недействительных документов, не несут ответственности по комментируемой части.
5. Объективная сторона состава правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в несообщении (бездействие) или нарушении сроков сообщения (действие) таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
Обязанность сообщить таможенному органу в письменной форме об изменении сведений, заявленных при включении в соответствующий реестр, установлена статьями гл. 3 разд. 1 ч. I ТК ТС и гл. 5 разд. I Закона о таможенном регулировании, регламентирующими обязанности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Сообщить о таких изменениях лицо обязано в пятидневный срок со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении.
В отличие от ч. 2 комментируемой статьи данная часть не содержит перечня лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и соответственно может быть применена и в отношении владельцев магазинной беспошлинной торговли.
6. Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи не является специальным, по ч. 2 субъектом выступает лицо, исключенное из соответствующего реестра либо включенное в него на основании недействительных документов, а по ч. 3 - лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела. При этом по ч. ч. 2 и 3 могут нести ответственность только юридические лица и должностные лица.
7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 16.23 КоАП РФ
1. Объектом административно-правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности в области таможенного дела. Под таможенным делом в Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, понимается совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Объективная сторона ч. 1 комментируемой статьи выражается в противоправном деянии (действии), заключающемся в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом (см. комментарий к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ), не включенным в реестр таможенных представителей. Кроме этого лицо может быть включено в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из реестра таможенных представителей. Объективная сторона рассматриваемого состава отсутствует при условии, если обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей, или таможенным законодательством ТС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в реестр таможенных представителей. В п. 29 ч. 1 ст. 4 ТК ТС таможенные операции определяются как действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. Реестр таможенных представителей представляет собой перечень таможенных представителей, отвечающих требованиям ст. 13 ТК ТС, который ведут таможенные органы государств - участников ТС.
Субъектом данного состава являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства), должностные лица и юридические лица (индивидуальные предприниматели), которые не являются таможенными представителями, так как исключены из реестра таможенных представителей.
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
2. Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленного в ч. 2 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в деятельности в качестве таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения или таможенных складов при условии:
исключения их из реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи);
включение их в указанный реестр на основании недействительных документов.
Действия указанных лиц не образуют состава административного правонарушения, если они совершены в связи с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения их из соответствующего реестра.
3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в:
- несообщении в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц;
- нарушении сроков сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в случае изменения сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, указанное лицо обязано сообщить таможенному органу в письменной форме об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.
2. Субъектом данного административного правонарушения являются юридические лица - таможенный представитель, таможенный перевозчик, уполномоченный экономический оператор, владелец магазина беспошлинной торговли, владелец склада временного хранения или таможенных складов, а также их должностные лица, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями (см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ).
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.