Статья 15.30. Манипулирование рынком

Манипулирование рынком, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате манипулирования рынком, но не менее семисот тысяч рублей.

(Статья дополнительно включена с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 27 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ.

Комментарий к статье 15.30 КоАП РФ

1. Целью установления административной ответственности по настоящей статье является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме манипулирования рынком.

Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на урегулированные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общественные отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории РФ, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

2. Объективная сторона состава административных правонарушений по комментируемой статье состоит в манипулировании рынком, если указанное деяние не содержит признаков преступления, уголовная ответственность за которое предусмотрена в ст. 185.3 УК РФ.

В ст. 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены действия, которые могут быть квалифицированы как манипулирование рынком.

К манипулированию рынком относятся следующие действия:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая сеть Интернет, любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Указанный критерий манипулирования рынком применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанный критерий манипулирования рынком применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

Критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий по манипулированию рынком устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков - Федеральной службы по финансовым рынкам.

Не являются манипулированием рынком действия, перечисленные в пунктах 2 - 6, которые направлены:

1) на поддержание цен на эмиссионные ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом;

2) на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;

3) на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

Критерии указанных действий, которые не признаются манипулированием рынком, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков - Федеральной службой по финансовым рынкам.

За манипулирование рынком физические лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 185.3 УК РФ, а не к административной ответственности по комментируемой статье, если такое манипулирование рынком заключалось в умышленном распространении через СМИ, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая сеть Интернет, заведомо ложных сведений или в совершении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо в иных умышленных действиях, запрещенных законодательством РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный (превышающий 2,5 млн. руб.) или особо крупный (превышающий 10 млн. руб.) ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном (превышающем 2,5 млн. руб.) или особо крупном (превышающем 10 млн. руб.) размере.

В прежней редакции комментируемой статьи была предусмотрена административная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, критерии которого содержались в ст. 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп.), а уголовная ответственность для физических лиц наступала при крупном ущербе либо извлечении дохода в крупном размере - в сумме, превышающей 1 млн. руб., а также при использовании для целей манипулирования СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет.

3. Субъектами указанных в комментируемой статье правонарушений являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и приравненные к ним лица (руководители или другие работники, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях) (ст. 2.4), а также граждане.

4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены только умышленно.

5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансовых рынков (ст. 23.47), которые могут передать дела по комментируемой статье на рассмотрение судье при необходимости назначения административного наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного органа (ч. 1 ст. 28.3). По административным правонарушениям, ответственность за совершение которых предусмотрена комментируемой статьей, может быть проведено административное расследование (ч. 1 ст. 28.7).

Другой комментарий к статье 15.30 КоАП РФ

1. Объектом предусмотренного в ней административного правонарушения являются отношения в области рынка ценных бумаг.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит в манипулировании ценами на рынке ценных бумаг.

2. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется только наличием умысла.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.