Неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.
Примечание. Излишним доходом в настоящей статье и в статье 15.30 настоящего Кодекса признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ.
Комментарий к статье 15.21 КоАП РФ
1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на установленные правила использования инсайдерской информации, регламентированные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Статья 6 указанного Федерального закона предусматривает следующие запреты на использование инсайдерской информации:
1) для операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;
2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора, а также за исключением передачи информации для ее опубликования редакции СМИ, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, ее опубликования в СМИ;
3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;
Речь также идет о запрете по манипулированию рынком, признаки которого предусмотрены ст. 5 указанного Федерального закона.
Установление таких запретов направлено на обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона).
Запреты на использование инсайдерской информации применяются в отношениях, связанных с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории РФ, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах (ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона). Указанные запреты применяются только в отношении частных финансов и не применяются в отношении публичных финансов, когда речь идет об использовании финансовых инструментов либо иностранной валюты в связи с реализацией ЦБ РФ единой денежно-кредитной политики, защитой и обеспечением курса рубля, а также при управлении уполномоченными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления государственным и муниципальным долгом (ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона).
2. Объективная сторона состава административных правонарушений по комментируемой статье состоит в нарушении вышеуказанных запретов на использование инсайдерской информации и на манипулирование рынком. Разграничение преступлений и административных правонарушений в указанной области проводится по объективной стороне. Объективная сторона преступлений характеризуется причинением крупного ущерба, получением доходов (в отношении манипулирования - излишних доходов) и убытками в сумме, превышающей 2,5 млн. руб. (ст. 185.3, ст. 185.6 УК РФ).
3. Субъектами указанных в комментируемой статье правонарушений являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и должностные лица, а также граждане.
4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, в отличие от уголовно наказуемых деяний в указанной области, которые могут быть совершены только умышленно.
5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансовых рынков (ст. 23.47), которые могут передать указанные дела на рассмотрение судье при необходимости назначения административного наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного органа (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 15.21 КоАП РФ
1. Объектом этого правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование рынка ценных бумаг, гарантии прав его участников.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения представляет собой использование служебной информации лицами, располагающими такой информацией, для совершения сделок на рынке ценных бумаг либо передачу ее для совершения таких сделок третьим лицам.
2. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть члены органов управления и аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором, служащие государственных органов, имеющих в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к служебной информации на рынке ценных бумаг. Под членами органов управления понимаются физические лица, занимающие постоянно или временно в юридических лицах - эмитентах или профессиональных участниках рынка ценных бумаг должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющих такие обязанности по специальному полномочию.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.