(наименование в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ
1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 15.1 КоАП РФ
1. Статьей 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп.) установлено, что обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы - одна из целей деятельности Банка России, который устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе организует наличное денежное обращение на ее территории (см. принятые ЦБ РФ Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П и Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 318-П. Порядок ведения кассовых операций организациями, не являющимися кредитными, утвержден решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 и направлен письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18). Таким образом, объектом рассматриваемого состава правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
2. Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У (с изм. и доп.) с 22 июля 2007 г. предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен в сумме 100000 рублей), нарушение правил приема и выдачи наличных денег (т.е. неоприходование в кассу денежной наличности), несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В соответствии с п. 5 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
3. Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
4. Субъективная сторона составов, содержащихся в рассматриваемой статье, может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
5. Рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, должностные лица налоговых органов (ст. 23.5). В соответствии с Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П на учреждения банков возложена обязанность проверять соблюдение организациями установленных правил работы с денежной наличностью. Материалы проверок оформляются справкой по установленной форме. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы административной юрисдикции.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 15.1 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, нарушение правил приема и выдачи наличных денег - неоприходование в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются должностные лица - руководитель организации, предприниматель без образования юридического лица, а также юридические лица - организации.
Следует отметить, что за неоприходование денежной наличности кассир несет полную материальную ответственность, но к административной ответственности за данное правонарушение не привлекается, поскольку не является должностным лицом.
2. Субъективная сторона составов, содержащихся в рассматриваемой статье, может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности.