Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 8-ФЗ.

1. Непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 8-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 8-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

____________________________________________________________________
Положения части 2 статьи 15.19 настоящего Кодекса, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания, - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П.

____________________________________________________________________
3. Непредставление (нераскрытие) или нарушение лицами, предоставившими обеспечение по облигациям эмитентов, лицами, получившими право прямо или косвенно самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитентов или клиринговой организации, подконтрольными эмитентам организациями, участниками (акционерами) хозяйственных обществ, лицами, получившими полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ, лицами, приобретающими эмиссионные ценные бумаги открытых акционерных обществ на основании добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении акционерным обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2011 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 264-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 8-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах на условиях генерального соглашения (единого договора), установленных нормативными актами Банка России порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ.

____________________________________________________________________
С 28 июня 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 64-ФЗ в статью 15.19 настоящего Кодекса будут внесены изменения.

____________________________________________________________________

Комментарий к статье 15.19 КоАП РФ

1. Цель данной статьи - обеспечить исполнение требований законодательства РФ о представлении и раскрытии информации на рынке ценных бумаг.

Порядок представления и раскрытия указанной информации определяется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп.), Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп.) и Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".

2. Комментируемая статья содержит ряд составов, объектом которых являются общественные отношения в сфере представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность за непредставление либо нарушение порядка и сроков представления информации, а также представление информации не в полном объеме либо недостоверной информации перечисленными в этой части статьи субъектами.

В ч. 2 данной статьи предусмотрена ответственность за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, а также раскрытие информации не в полном объеме либо недостоверной информации перечисленными в этой части статьи субъектами.

В ч. 3 данной статьи предусмотрена ответственность владельцев ценных бумаг, аффилированных и заинтересованных лиц за непредставление (нераскрытие) или нарушение порядка и сроков представления (раскрытия) информации.

3. Статьей 92.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", вступающей в силу с 1 января 2011 г. (ст. 2 Федерального закона от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ), предусмотрена возможность и регламентируется порядок освобождения акционерного общества от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах. При получении акционерным обществом такого освобождения административная ответственность по комментируемой статье к нему не применяется.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования указанного закона (РГ. 2010. 8 окт.), изменяется круг субъектов правонарушений по ч. 3 ст. 15.19 КоАП РФ: вместо любых владельцев ценных бумаг ими будут лица, предоставившие обеспечение по облигациям эмитентов; лица, получившие право прямо или косвенно самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитентов; подконтрольные эмитентам организации; участники (акционеры) хозяйственных обществ; лица, получившие полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ; лица, приобретающие эмиссионные ценные бумаги открытых акционерных обществ на основании добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения, предусмотренного законодательством РФ об акционерных обществах.

4. Объективную сторону правонарушений по комментируемой статье составляют непредставление либо нарушение порядка и сроков представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг либо представление и раскрытие такой информации не в полном объеме и (или) недостоверно.

5. Субъектами правонарушений по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи являются юридические лица, которые перечислены в соответствующих частях статьи, и должностные лица, а по ч. 3 - также и граждане.

6. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.

7. Административная ответственность по комментируемой статье применяется к физическим лицам только в случае, если соответствующее нарушение не образует состава преступления, уголовная ответственность за которое предусмотрена в ст. 185.1 УК РФ. Объективная сторона такого преступления заключается в злостном уклонении от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах, либо в предоставлении заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб в размере, превышающем один миллион рублей, гражданам, организациям или государству. Указанное преступление может быть совершено исключительно с прямым умыслом.

8. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47), а в случаях, когда возникает необходимость применения дисквалификации по ч. ч. 1 и 2 данной статьи, - судьями (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

9. В ст. 19.7.3 данного Кодекса предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за непредставление отчетов, уведомлений и иной информации либо за представление информации не в полном объеме и недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см. комментарий к указанной статье).

10. В связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", вступающего в силу с 1 января 2012 года, в комментируемую статью внесены изменения (ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ), направленные на реализацию норм указанного выше Закона. Расширен перечень субъектов составов административных правонарушений по данной статье за счет включения в него клиринговых организаций, то есть юридических лиц, имеющих право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление такой деятельности. При этом под клиринговой деятельностью понимается оказание клиринговых услуг, то есть услуг, связанных с определением и исполнением договорных обязательств и направленных на прекращение обязательств различными способами, в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Другой комментарий к статье 15.19 КоАП РФ

1. Следует отметить, что положения ч. 2 комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и обеспечением нормального функционирования этого рынка.

Объективную сторону данного правонарушения составляют как непредоставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации, так и предоставление недостоверной информации, нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации.

2. Субъектом комментируемых правонарушений могут быть эмитенты, профессиональные участники рынка бумаг, в первую очередь регистраторы, а также лица, оказывающие услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации.

С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены только умышленно.