(Дополнительно включена с 22 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 160-ФЗ; утратила силу с 5 января 2016 года - Федеральный закон от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ.)
Комментарий к статье 14.31.1 КоАП РФ
1. Комментируемая статья новая. Она включена в КоАП РФ Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами (подробнее см. комментарий к ст. 14.31).
2. Настоящая статья, так же как и ст. 14.31, устанавливает административную ответственность за одно из грубейших, представляющих наибольшую опасность нарушений законодательства о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Вместе с тем комментируемая статья предусматривает наличие специального субъекта указанного правонарушения. В отличие от ст. 14.31 административная ответственность по данной статье может применяться только к хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на товарном рынке, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%.
Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изм. и доп.) определены критерии и условия признания названных выше хозяйствующих субъектов занимающими доминирующее положение на товарном рынке.
В соответствии с ч. 6.1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара.
При этом должны соблюдаться в совокупности следующие условия: 1) хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на его реализацию; 2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений; 3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе потреблении в производственных целях); 4) изменение цены товара не обусловливает соответствующие такому изменению снижения спроса на товар.
Согласно ч. 6.2 ст. 5 упомянутого Федерального закона положение хозяйствующего субъекта по указанным основаниям может быть признано доминирующим в случае, если антимонопольным органом положение такого субъекта не признано доминирующим по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 6 ст. 5 этого Закона.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут быть хозяйствующие субъекты - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, доля которых на рынке определенного товара составляет менее 35%, и они занимают доминирующее положение на этом рынке, а также должностные лица соответствующей коммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход. При этом индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица.
3. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31.1, как и правонарушения по ст. 14.31 КоАП РФ, образуют действия, признанные недопустимыми и запрещенные Федеральным законом "О защите конкуренции". Перечень таких действий закреплен ст. 10 данного Закона (см. об этом подробнее п. п. 2, 3, 4 комментария к ст. 14.31 настоящего Кодекса).
4. Совершается административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, умышленно.
5. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48). В случаях, если должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, дело может быть рассмотрено судьей арбитражного суда (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.31.1, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ (ч. ч. 1, 2 ст. 28.1).
6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами федерального антимонопольного органа, территориальных органов (ч. 1 ст. 28.3).
7. При рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях по данной статье следует иметь в виду Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (с изм. и доп.), внесенными Постановлением Пленума ВАС РФ от 14 октября 2010 г. N 52 (Вестник ВАС РФ. 2008. N 8).
Другой комментарий к статье 14.31.1 КоАП РФ
1. Рассматриваемая норма административного права является специальной по отношению к статье 14.31 КоАП РФ. Разграничение ответственности по указанным двух составам производится только по субъектам правонарушения.
Действия виновного лица, подпадающие под признаки объективной стороны ст. 14.31 КоАП РФ, могут быть квалифицированы по комментируемой статье в случае, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, а установленная антимонопольным органом доля которого на этом рынке в географических границах Российской Федерации составляет менее 35 процентов. Исключения составляют только случаи, когда в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов.
Во всех иных случаях действия виновного лица должны быть квалифицированы по соответствующей части ст. 14.31 КоАП РФ.