Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации

(наименование дополнено с 1 июня 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 92-ФЗ
Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (абзац дополнен с 1 июня 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 92-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 14.14 КоАП РФ

1. Цель настоящей статьи - обеспечить применение Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп.) в отношении кредитных организаций, а также параграфа 4 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении иных финансовых организаций. О понятии "финансовая организация" см. комментарий к ст. 14.13.

2. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлены порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Одной из мер по предупреждению банкротства кредитных организаций наряду с финансовым оздоровлением и реорганизацией является назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (ст. 3 указанного Закона).

Основания назначения временной администрации, срок ее действия и порядок функционирования определены главой III Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ, а также Положением о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденным Центральным банком РФ 9 ноября 2005 г. N 279-П. Руководителем временной администрации назначается служащий Центрального банка РФ.

Из содержания п. 9.1 Положения о временной администрации следует, что объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении неправомерных действий или бездействии (неисполнение возложенных федеральными законами обязанностей, в том числе непредставление в предусмотренных федеральными законами случаях документов для согласования сделок), создании условий, при которых временная администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее федеральными законами и нормативными актами Банка России.

3. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" назначение временной администрации иной финансовой организации не отнесено к мерам по предупреждению банкротства такой организации. Вместе с тем ст. ст. 183.5 и 183.6 указанного Закона устанавливают, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование в соответствующей сфере деятельности, временная администрация назначается в целях восстановления платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечения сохранности имущества финансовой организации, а также определяют основания назначения временной администрации финансовой организации.

4. Комментируемой статьей устанавливается административная ответственность за воспрепятствование должностными лицами кредитной организации или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения, связанные с деятельностью временной администрации.

О соотношении составов данной статьи и ч. 4 ст. 14.13 см. комментарий к ст. 14.13.

5. Субъектом данного правонарушения является должностное лицо кредитной организации или иной финансовой организации, в которой по распоряжению Банка России или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование в соответствующей сфере деятельности, назначена временная администрация.

6. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, предполагает наличие умысла.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 14.14 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере управления кредитной или финансовой организацией. Также в качестве объекта могут рассматриваться общественные отношения, связанные с деятельностью временной администрации в части предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитной или финансовой организации.

Объективная сторона рассматриваемого деяния может выражаться как в форме действий, так и посредством бездействия, которые создают реальные препятствия для осуществления администрацией возложенных на нее обязанностей. Нормы настоящей статьи не предусматривают какого-либо перечня действий, составляющих факт воспрепятствования законной деятельности администрации. К числу таких действий может быть отнесено сокрытие документации бухгалтерского учета и отчетности, заключение сделок по отчуждению имущества, перераспределению денежных средств, сокрытию долгов и т.п. В форме бездействия данное правонарушение может выражаться в непредоставлении по требованию временной администрации необходимой документации и информации.

2. Субъектом данного правонарушения всегда выступает должностное лицо финансовой или кредитной организации, причем в данном качестве может рассматриваться как руководитель, так и иное должностное лицо, например главный бухгалтер.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.