1. Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином о своей несостоятельности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
2. Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица либо индивидуального предпринимателя или гражданина в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 154-ФЗ.
Комментарий к статье 14.12 КоАП РФ
1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение положений Федеральных законов от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп.), от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп.).
Нормы данной статьи направлены на охрану экономических интересов государства, прав и интересов собственников - коммерческих организаций и кредиторов, обеспечение стабильности и добропорядочности предпринимательских отношений, а также на защиту работников от незаконного лишения рабочих мест.
2. Частью 1 комментируемой статьи устанавливается административная ответственность за фиктивное банкротство. При этом в диспозиции статьи дается определение фиктивного банкротства как заведомо ложного объявления руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Отметим, что в отличие от утратившего силу Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит определений фиктивного или преднамеренного банкротства. Таким образом, единственным легальным определением фиктивного банкротства является определение, изложенное в комментируемой статье и ст. 197 УК РФ.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, включает заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение в арбитражный суд с иском о признании его банкротом при наличии обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.
4. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается административная ответственность за преднамеренное банкротство, т.е. совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Так же как и в ч. 1 данное определение преднамеренного банкротства является фактически единственным легальным определением (см. ст. 196 УК РФ).
Объективная сторона правонарушения включает, в том числе, действия по заключению заведомо невыгодных, не соответствующих нормальной деловой практике сделок, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя, уменьшения активов, фиктивного отчуждения имущества и т.п.
5. Пункт 2 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" возложил на арбитражного управляющего обязанность выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях. При этом арбитражный управляющий руководствуется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства".
Согласно п. 2 ст. 34 названного Закона по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется арбитражным управляющим собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования.
6. Субъекты правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, определены диспозициями соответствующих норм. К ним относятся индивидуальный предприниматель, руководитель должника (единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности - ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), а также учредитель (участник) юридического лица, который может быть отнесен к категории должностных лиц в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса.
Гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, административной ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство не несет.
7. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются с прямым умыслом.
8. Ответственность по данной статье наступает, если действия лица не содержат признаков уголовного преступления.
Статьей 196 УК РФ установлена уголовная ответственность за преднамеренное банкротство, т.е. совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.
Статья 197 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб.
Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным ущербом в ст. ст. 196 и 197 УК РФ признается ущерб в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.
9. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 10 ч. 2 ст. 28.3).
Статьей 28.1 КоАП РФ установлена особенность производства по делам об административных правонарушениях по комментируемой статье. Поводами к возбуждению дела являются только поводы, перечисленные в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 28.1, а также в ч. 1.1 указанной статьи, согласно которой такими поводами являются сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.
Другой комментарий к статье 14.12 КоАП РФ
1. Объектом предусмотренных настоящей статьей деяний являются общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Основной целью законодательства о несостоятельности (банкротстве) является восстановление платежеспособности предприятия, погашение образовавшейся задолженности, а также его дальнейшее развитие, но традиционно для российской правовой системы банкротство воспринимается как способ не только закрыть предприятие, но и не выплатить имеющиеся долги кредиторам. В своем стремлении уйти от долгов, причем сделать это без последствий, субъекты предпринимательской деятельности нередко искусственно создают ситуацию неплатежеспособности. В большинстве случаев как фиктивное, так и преднамеренное банкротство возбуждается по инициативе самого должника либо его аффилированного субъекта.
По своей сути фиктивное и преднамеренное банкротство составляют два самостоятельных правонарушения, которые при повышении степени их общественной опасности могут перерасти и в преступление.
Объективная сторона фиктивного банкротства заключается в совершении активных действий, выражающихся в ложном публичном объявлении субъектом о своей несостоятельности. Определяющим в данном случае выступает признак заведомости. Объявление о несостоятельности может быть произведено индивидуальным предпринимателем в отношении себя самого, а также руководителем в отношении возглавляемого им юридического лица.
Объективная сторона преднамеренного банкротства также характеризуется активными действиями предпринимателя либо руководителя юридического лица. Однако такие действия совершаются заблаговременно до момента объявления о несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности. Такие действия заведомо влекут неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Так, например, вывод денежных средств, продажа по заниженным ценам имущества предприятия и т.п.
2. Субъектами предусмотренных комментируемой статьей деяний выступают индивидуальные предприниматели и должностные лица предприятия, учреждений, организаций - руководители. Однако нормы настоящей статьи нуждаются в существенных изменениях, поскольку вступили в силу нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регламентирующего банкротство граждан. Указанные обстоятельства позволяют рассматривать в качестве субъекта данных правонарушений не только должностных лиц, но и граждан.
Субъективная сторона обоих деяний характеризуется прямым умыслом.