Выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 13.22 КоАП РФ
1. Данная статья имеет целью обеспечение порядка выпуска и распространения продукции СМИ. Значение ее стало еще более актуальным в связи с тем, что появился новый вид средств массовой информации - электронные СМИ, а также в связи с тем, что к литературным произведениям отнесены программы для ЭВМ и базы данных (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных").
2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с доп. и изм.) определяет продукцию средств массовой информации как "тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы" (ст. 2). Распространение продукции средства массовой информации регулируется указанным Законом и ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1995 г. "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации". Распространение в данном случае определено как "продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ". В соответствии с Законом "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" распространение программы для ЭВМ или базы данных - это "предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ или базе данных, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей" (ст. 1).
Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ внесены существенные изменения в упомянутый в п. 1 комментария Закон РФ от 23 сентября 1992 г. Они касаются уточнения предмета регулирования, уточнения исключительных прав автора на программу, порядка официальной регистрации и регистрации договоров о полной или частичной передаче исключительных прав на программу для ЭВМ и базы данных. В соответствии с этим Законом регистрация данных объектов осуществляется в "федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, за исключением программ для ЭВМ и баз данных, содержащих сведения, составляющие государственную тайну" (п. 1 ст. 13). Этот же орган устанавливает порядок официальной регистрации программ и баз данных, формы свидетельств об официальной регистрации, перечень указываемых в них сведений, а также сведений, публикуемых в официальном бюллетене (п. 4 ст. 13). Сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 13). Правила, предусмотренные названным Федеральным законом (п. 3 ст. 2), применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности.
Кроме того, в сферу действия данной статьи могут попадать действия, связанные с ввозом в порядке международного информационного обмена печатной, аудио- и иной продукции массового распространения, в случаях несоблюдения требований к объявлению выходных данных.
Статья 27 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусматривает перечень обязательных сведений, которые должен содержать каждый выпуск печатного издания. Это: 1) название издания; 2) учредитель; 3) фамилия и инициалы главного редактора; 4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); 5) индекс для изданий, распространяемых через предприятия связи; 6) тираж; 7) цена, либо пометка "свободная цена", либо пометка "бесплатно"; 8) адреса редакции, издателя и типографии.
При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы. Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать сведения: 1) название программы; 2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска; 3) фамилия и инициалы главного редактора; 4) тираж; 5) редакция и ее адрес; 6) цена, либо пометка "свободная цена", либо пометка "бесплатно".
Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.
Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указываются также орган, зарегистрировавший его, и регистрационный номер.
3. Объективная сторона правонарушения состоит в распространении продукции средства массовой информации или печатных изданий: а) без выходных данных; б) с неполными выходными данными; в) с заведомо ложными выходными данными.
4. Совершать противоправные действия и быть субъектами ответственности по данной статье могут граждане, должностные и юридические лица.
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием умышленного сокрытия выходных данных, состоит в их ложном представлении или неполном их объявлении на выпускаемой продукции СМИ или печатных изданиях. При этом могут быть нарушены не только интересы государства, но и права авторов произведений, представленных в печатной или иной продукции СМИ.
6. Рассматривают дела о данных правонарушениях должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации (ст. 23.46). По решению указанных должностных лиц такие дела могут быть переданы судьям в соответствии с ч. 2 ст. 23.1, учитывая, что санкция в виде конфискации продукции СМИ может быть назначена только судьей.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 13.22 КоАП РФ
1. Объект правонарушения - единый правовой режим средств массовой информации, который формируется на основе положений Конституции РФ и Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 и состоит из совокупности требований, предъявляемых к процедуре регистрации изготовления и распространения продукции средства массовой информации. Непосредственным объектом правонарушения является правило, регламентирующее объем обязательных выходных данных. Каждый вид продукции средства массовой информации должен содержать обязательные сведения (информацию), содержащие в полном объеме выходные данные:
- наименование (название) издания;
- учредитель (соучредители);
- фамилия, инициалы главного редактора;
- порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
- индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
- тираж;
- цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
- адреса редакции, издателя, типографии;
- знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ.
Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения; телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ.
Каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
- наименование (название) программы;
- дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
- фамилия, инициалы главного редактора;
- тираж;
- редакция и ее адрес;
- цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
- знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ.
Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).
Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть выражена в форме изготовления (выпуска) или распространения продукции средства массовой информации: без указания выходных данных; с неполными выходными данными; с указанием заведомо ложных выходных данных.
2. Субъектом данного правонарушения может быть:
- гражданин в возрасте от 16 лет;
- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит выпуск или распространение продукции средств массовой информации (в данном случае, как правило, главный (старший) редактор, выпускающий редактор);
- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.
Субъективная сторона правонарушения может проявляться в форме умысла.
Протокол о совершении данного проступка составляется органами (инспекторами) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России).
Дело о данном правонарушении имеют право рассматривать должностные лица (главный и старшие инспекторы) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России). Кроме того, дела рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.