1. Изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией средств изготовления поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией средств изготовления поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 13.10 КоАП РФ
1. Настоящая статья предусматривает ответственность за совершение преднамеренно противоправных действий в области изготовления в целях сбыта или сбыт заведомо поддельных: а) государственных знаков почтовой оплаты; б) международных ответных купонов, а также использование заведомо поддельных: а) клише франкировальных машин; б) почтовых штемпелей; в) иных именных вещей.
2. К государственным знакам почтовой связи относятся почтовые марки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изм. и доп.) предусматривает установление ответственности за подделку и использование или выпуск поддельных государственных знаков почтовой оплаты и именных вещей (ст. 36). Международный ответный купон - это обмен почтовыми отправлениями между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств. Штемпель франкировальной машины предназначен для нанесения на письменную корреспонденцию государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи, даты приема данной корреспонденции и другой информации. К другим именным вещам этот Закон относит устройства (штампы) для нанесения на документы и почтовые отправления оттисков с указанием наименования объектов почтовой связи (маршрута почтового вагона), дат приема и доставки почтового отправления и иной информации.
Международные почтовые отправления оформляются в соответствии с требованиями, предусмотренными международными договорами России.
3. Объективная сторона правонарушения выражена дифференцированно относительно названных предметов. Часть 1 данной статьи касается поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов; ч. 2 - использования заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей и иных именных вещей. Изготовление заведомо поддельных названных объектов в целях сбыта и сбыт их составляют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи.
Часть 2 статьи предусматривает ответственность за использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей и иных именных вещей.
4. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.
5. Субъективная сторона данного правонарушения выражается в форме умысла (по ч. 1 статьи). Действия по ч. 2 статьи могут быть как умышленными, так и неосторожными, так как пользователь может и не знать о том, что названные предметы умышленно подделаны.
6. Рассматривают дела о данных правонарушениях судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 13.10 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является установленный законом общий порядок в сфере почтовой связи (Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи") и порядок оказания услуг почтовой связи, предусмотренный Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, а также ведомственными документами: Почтовыми правилами и Положением о знаках почтовой оплаты и специальных штемпелях РФ.
Мировая практика почтового дела выработала множество приемов и специальных приспособлений для обеспечения сохранной транспортировки почтовых отправлений. К числу таковых относятся:
- клише франкировальных (маркировальных) машин - металлическая гравированная пластина, которая воспроизводит календарный штемпель с наименованием предприятия связи и датой приема, почтовый индекс, адрес и наименование владельца машины, сумму оплаты;
- почтовые штемпели (календарные, доплатные, специального гашения) - металлические приспособления для нанесения отметок об оплате почтового отправления; календарный штемпель предназначен для гашения почтовых марок и обозначения на почтовых отправлениях даты отправления; штемпель специального гашения является памятным штемпелем и применяется как календарный для гашения знаков почтовой оплаты при проведении мероприятий, посвященных памятным датам, праздникам и т.п.;
- доплатной штемпель предназначен для оформления неоплаченной (полностью либо частично) письменной корреспонденции;
- именной вещью на предприятиях почтовой связи называют: календарный и доплатный штемпель, штемпель специального гашения, страховую печать, пломбир, накатное устройство, металлические пластины с гравировкой наименования предприятия связи, контрольно-гербовые печати, клише (именные модули) почтово-кассовых аппаратов, пуансоны устройств для нанесения оттисков на Г-образные пластмассовые пломбы;
- государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи;
- международные ответные купоны - знаки оплаты международной почтовой корреспонденции, выпускаемые Международным Бюро Всемирного почтового союза, принимаемые при подаче международного почтового отправления и обмениваемые на марки из расчета оплаты одного простого письма массой до 20 грамм, пересылаемого наземным транспортом.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, содержит две формы правонарушения:
- изготовление в целях сбыта государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов;
- сбыт государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов.
Под изготовлением следует понимать производство любого вида знаков оплаты, внешнее сходство которых позволяет использовать их в качестве подлинных. Сбытом являются любые действия по реализации, продаже, обмену, иному отчуждению знаков почтовой оплаты.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, содержит описание правонарушения в виде заведомого использования поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей, - действия в нарушение установленного порядка штемпелевания и хранения, предусмотренного Почтовыми правилами.
2. Субъектом данного правонарушения может быть:
- гражданин в возрасте от 16 лет;
- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит решение вопросов оплаты почтовых услуг;
- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.
Субъективная сторона проступка - прямой умысел.
Протокол о совершении данного проступка составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется судом.