1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 248-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ)
Комментарий к статье 12.21.2 КоАП РФ
1. Объектами правонарушений, предусмотренных статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Статья состоит из двух частей.
2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки опасных грузов.
3. По ч. 1 данной статьи ответственность наступает в случае невыполнения установленных правил перевозки соответствующих грузов автомобильным транспортом. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (с изм. и доп.).
Перевозка опасных грузов должна осуществляться по маршруту, согласованному в необходимых случаях с ГИБДД МВД России, с оповещением об опасности груза (информационная таблица для обозначения транспортного средства, аварийная карточка), соблюдением правил разгрузочно-погрузочных работ и др.
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь допуск к перевозке таких грузов, аварийную карточку системы информации об опасности, информацию о свойствах перевозимых грузов.
4. По ч. 2 данной статьи ответственность наступает в случае нарушений требований перевозки опасных грузов, содержащихся в п. п. 23.1 - 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). В частности, п. 23.2 Правил дорожного движения на водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения. В случаях когда состояние и размещение груза не отвечает установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.
5. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, может повлечь задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, в порядке, установленном Правительством РФ. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
6. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.
7. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются также судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 12.21.2 КоАП РФ
1. Объект правонарушения сводится к общественным отношениям в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Объективная сторона характеризуется совершением субъектом активных действий, связанных с перевозкой опасных грузов с нарушением установленных действующим законодательством требований. Нарушения нормативных предписаний при осуществлении указанных перевозок могут выражаться в совершении следующих действий:
- отсутствие у водителя необходимой документации, позволяющей ему осуществлять перевозку указанных грузов. Перечень обязательных документов регламентирован ч. 1 настоящей статьи;
- иные нарушения правил перевозки опасных грузов, кроме указанных в ч. 1 настоящей статьи.
Таким образом, речь идет об открытом характере перечня нарушений при перевозке опасных грузов. Соответственно, нормы комментируемой статьи подлежат применению лишь в совокупности с Правилами дорожного движения, а также правилами перевозки опасных грузов, которые призваны конкретизировать содержание таких правонарушений.
2. Субъектами рассматриваемых нарушений могут быть признаны водители транспортных средств, осуществляющих перевозку указанных грузов, например, в случае отсутствия у него необходимых разрешений на такую перевозку. В то же время перевозка опасных грузов нередко осуществляется и юридическими лицами, что позволяет говорить о субъектном составе, наряду с самим юридическим лицом, допустившим нарушение правил перевозки опасных грузов, к административной ответственности подлежит привлечению и должностное лицо, в обязанности которого вменяется организация таких перевозок, а также контроль за их осуществлением, в том числе за соблюдением установленных требований.
В большинстве случаев субъективная сторона предусмотренных настоящей статьей составов характеризуется умышленной формой вины, однако это не исключает и возможности совершения правонарушения по неосторожности.