1. Движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка транспортного средства на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.
2. Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.
3. Разворот или въезд транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали -
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.
Комментарий к статье 12.11 КоАП РФ
1. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.
2. С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, выражаются в нарушении правил движения по автомагистрали, предусмотренных разделом "Движение по автомагистрали" Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, заключается в движении по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 км/ч, а равно в остановке транспортного средства на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки.
Автомагистраль отличается от обычной дороги наличием разделительной полосы между отдельными проезжими частями, предназначенными для движения в каждом направлении, а также отсутствием пересечений на одном уровне как с другими дорогами, так и с железнодорожными, трамвайными путями, пешеходными и велосипедными дорожками. На автомагистрали разрешено движение со скоростью до 110 км/ч и установлен особый порядок движения.
Для исключения помех скоростному движению на автомагистрали не допускается движение тихоходных транспортных средств, установлены особые правила остановки и стоянки. Преднамеренная остановка разрешается только на специальных площадках, обозначенных соответствующими дорожными знаками.
4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 указанной статьи, выражается в движении на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 т по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали. Указанные действия противоречат требованиям п. 16.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, выражается в совершении разворота или въезда транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движении задним ходом по автомагистрали.
На разделительной полосе, ширина которой зависит от ряда факторов, чаще всего устанавливают дорожные ограждения, предназначенные для предотвращения выезда транспортного средства на полосу встречного движения. В разделительной полосе и этих ограждениях через определенные расстояния устраивают технологические разрывы для возможности движения дорожных машин и механизмов, занятых на ремонтных и уборочных работах, а также автомобилей оперативных служб.
6. Субъектом указанных правонарушений являются водители транспортных средств.
7. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем. Составы административных правонарушений, содержащиеся в ч. ч. 1 и 2 данной статьи, могут рассматриваться также сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 12.11 КоАП РФ
1. Автомагистраль представляет собой дорогу, имеющую для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Автомагистраль характеризуется повышенным скоростным режимом передвижения транспортных средств, что также повышает степень опасности любого допущенного на ней нарушения. Объектом рассматриваемых деяний выступают общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении установленного режима передвижения по автомагистрали. В настоящее время максимальная скорость движения по автомагистрали не может превышать 110 км/ч, в недалеком будущем планируется повышение указанного предела до 130 км/ч. В этой связи объективная сторона административного правонарушения заключается в передвижении по автомагистрали со скоростью менее 40 км/ч, а также остановка или стоянка на автомагистрали вне специальных площадок. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в движении на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а также учебная езда по автомагистрали. Объективная сторона деяния, регламентированная ч. 3 настоящей статьи, заключается в несоблюдении правил разворота или въезда транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движении задним ходом по автомагистрали.
2. Субъектом рассматриваемых деяний является физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством на автомагистрали, т.е. водитель транспортного средства. По логике закона указанные правонарушения не могут быть совершены по неосторожности, т.е. субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается исключительно в умышленных действиях водителя.