Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов

Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 11.24 КоАП РФ

1. Цель комментируемой статьи - административно-правовыми методами обеспечить защиту прав инвалидов на пользование общественным транспортом.

2. Объекты данного правонарушения - общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры. Непосредственный предмет посягательства - право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования.

Об определении понятия "транспортные средства общего пользования" см. комментарий к ст. 9.14.

3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов. В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (с изм. и доп.) организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования такими средствами. Аналогичные нормы могут устанавливаться другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами, устанавливающими государственные стандарты, иные технические требования к видам общественного транспорта.

В процессе применения комментируемой статьи необходимо разграничивать указанное правонарушение и правонарушение, предусмотренное ст. 9.14. По смыслу комментируемой статьи состав правонарушения охватывает лишь сам факт невключения в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств общего пользования, на которых уже установлены специальные устройства и приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов к этим средствам. К административной ответственности по ст. 9.14 привлекаются виновные должностные лица за отказ от оборудования транспортных средств такими устройствами и приспособлениями.

Состав рассматриваемого правонарушения могут образовывать действия должностных лиц, нарушающих соответствующие требования законодательства, или их бездействие, т.е. непринятие мер, направленных на исполнение этих требований.

4. Настоящей статьей определен специальный субъект правонарушения - руководители организаций (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих транспортное обслуживание населения.

Административную ответственность за совершение этого правонарушения несут также иные должностные лица, на которых действующими инструкциями, правилами или в связи с занимаемым ими служебным положением возложена ответственность за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств.

5. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Форма вины не влияет на квалификацию противоправного деяния.

6. Дела об административном правонарушении рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 11.24 КоАП РФ

1. Одной из основных тенденций развития современного российского законодательства является обеспечение условий нормальной жизнедеятельности инвалидов, в том числе и повышение доступности различных услуг. Не являются исключением из общего правила и транспортные услуги. В этой связи объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступает установленный порядок транспортного обслуживания населения. В качестве непосредственного объекта рассматриваемого деяния можно определить установленный порядок обеспечения транспортной доступности инвалидам, т.е. предоставление указанной категории населения возможности использования транспортных средств для проезда.

В этой связи у собственника (владельца) транспортного средства возникает обязанность оснащения транспортного средства необходимыми средствами и устройствами для предоставления возможности проезда инвалидам.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в бездействии, т.е. в неисполнении собственником (владельцем) транспортного средства обязательных требований законодательства в части обеспечения возможности инвалидам пользования транспортными средствами для проезда, т.е. отсутствие в транспортной системе данного субъекта транспортных средств, обеспечивающих перевозку инвалидов.

2. Оказание услуг по перевозке населения предполагает необходимость получения специального разрешения, в связи с чем не каждый субъект вправе осуществлять такую деятельность. В этой связи субъектный состав данного деяния является ограниченным и включает в себя юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших указанное разрешение. По смыслу настоящей статьи субъектом рассматриваемого правонарушения признается руководитель организации или иное должностное лицо, ответственное за организацию транспортных перевозок. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозки населения, приравнивается к руководителю транспортной организации. Таким образом, можно говорить о том, что субъектом ответственности в данном случае выступает исключительно должностное лицо, ответственное за организацию перевозок населения и состояние транспортных средств, т.е. в обязанности которого вменяется оборудование транспортных средств необходимыми устройствами и оборудованием.

Субъективная сторона данного деяния характеризуется и умыслом, и неосторожностью. При этом следует заметить, что форма вины не влияет на квалификацию совершенного деяния и тяжесть его последствий.