Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене

(наименование дополнено с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 195-ФЗ
1. Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 195-ФЗ.

2. Несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

4. Нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

5. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

6. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-5 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

(Часть дополнительно включена с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ)

Комментарий к статье 11.1 КоАП РФ

1. Нормы комментируемой статьи направлены на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте, основные задачи и функции которого определены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Следует иметь в виду также нормы Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", которые определяют требования к обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Такими объектами являются: а) технологический комплекс, включающий, в частности, железнодорожные линии, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные станции, метрополитены; б) транспортные средства, включающие, в частности, железнодорожный подвижной состав.

Правила обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте содержатся также в Федеральном законе "О безопасности дорожного движения", Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, и в Постановлении Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог". Правительство РФ в 2010 г. утвердило Технический регламент безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (РГ. 2010. 28 июля).

2. Комментируемая статья содержит шесть составов административных правонарушений.

Объектами всех указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

3. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, представляют совершенные умышленно или по неосторожности повреждения железнодорожного пути или оставления на них различных предметов, что может привести к нарушению движения.

Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица (см. Правила технической эксплуатации железных дорог, утвержденные Приказом МПС России от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756).

4. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, могут быть совершены только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов, с платформ и т.п. На железнодорожном транспорте, учитывая специфику движения и в целях его безопасности, установлены предельные габариты погружаемых и выгружаемых грузов. Несоблюдение этих габаритов, т.е. превышение предельных внешних очертаний груза, может усложнить беспрепятственный проход поездов и представляет собой объективную сторону данного правонарушения. Следует иметь в виду, что на железнодорожном транспорте существуют специальные габаритные ворота (рама) для проверки габарита груженого поезда (см. Правила приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте, утвержденные Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 28 (РГ. 2003. 20 июня. Спец. выпуск)).

5. Объективными сторонами состава административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются действия, приведшие к повреждению путевых объектов, в том числе защитных лесонасаждений.

Согласно ст. 102 Лесного кодекса РФ защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, относятся к защитным лесам, в отношении которых установлен особый режим их использования и охраны.

6. Объективная сторона административных правонарушений по ч. ч. 4 и 5 данной статьи состоит в нарушении правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, нарушении правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей. Запрещен проход граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах (см. раздел 24 Правил дорожного движения, а также Правила нахождения граждан и правила размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2007 г. N 18 (РГ. 2007. 31 марта).

С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

7. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного введенной Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. N 380-ФЗ ч. 6 комментируемой статьи, составляют противоправные действия, посягающие на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 - 5 данной статьи, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Причем законодатель специально указал, что ответственности будут подвергаться лица, совершающие такие деяния на железнодорожных путях как общего, так и необщего пользования (последние ранее именовались путями промышленного железнодорожного транспорта), а также любых железнодорожных переездах независимо от вида путей.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ внесены изменения в ст. 263 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, других видов транспорта и на метрополитене.

Признаками объективной стороны состава преступления по ч. 1 ст. 263 УК РФ являются причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (в примечании к статье крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей).

Существенно отличаются субъекты состава административного правонарушения (физические лица) и уголовного преступления (должностные лица), обязанные соблюдать соответствующие правила.

8. Уголовная ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования на железнодорожном транспорте, а равно блокирование железнодорожных путей применяется только в случаях, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, смерть человека либо двух или более лиц (ст. 267 УК РФ).

9. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), а по ч. ч. 1, 3, 4, 5 - также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 2 комментируемой статьи - также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 11.1 КоАП РФ

1. Объектом всех содержащихся в комментируемой статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, представляют совершенные умышленно или по неосторожности повреждения железнодорожного пути или оставление на них различных предметов, что может привести к нарушению движения. Обязательным признаком объективной стороны будет выступать наличие реальной угрозы нарушения движения железнодорожного транспорта вследствие противоправных действий виновного лица.

Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, достигшие 16 лет, так и должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.

2. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, могут быть выражены действиями (бездействием) виновного лица, направленными на нарушение или игнорирование установленных законодательно требований к габаритам грузов при их погрузке и выгрузке.

Данное правонарушение характеризуется специальным субъектом, поскольку оно может быть совершено только должностными лицами железнодорожного транспорта, осуществляющими контроль за погрузкой в вагоны и выгрузкой грузов из вагонов.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.

3. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 4, характеризуется прямым нарушением установленных на железнодорожном транспорте с учетом временного режима прохода поездов правил проезда грузовым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а также правил выпаса скота (время, расстояние от железнодорожного пути и т.п.).

Объективная сторона состава административного правонарушения, содержащегося в ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется не только проходом через железнодорожные пути в неустановленных местах, но и движением по путям, создающим помехи для движения поездов и нарушающим его безопасность.

Субъектами административного состава, предусмотренного ч. 4 статьи, могут быть граждане и должностные лица, в то время как к административной ответственности по ч. 5 могут быть привлечены только граждане.

С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.