1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
(Статья дополнительно включена с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 195-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 15-ФЗ.
Комментарий к статье 11.15.1 КоАП РФ
1. В комментируемой статье установлена ответственность за два состава административного правонарушения, один из которых является основным (ч. 1), а второй - составом с отягчающими обстоятельствами (ч. 2). Объектами правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ).
2. Предметами правонарушения являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, понятия которых раскрываются в Федеральном законе "О транспортной безопасности". Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортные средства представляют собой воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (ст. 1 упомянутого Федерального закона).
3. Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержатся в Федеральном законе "О транспортной безопасности", а также - применительно к различным видам транспорта - в транспортных кодексах и приказах Минтранса России. Правонарушение может совершаться как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.
4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной.
5. Субъектами правонарушения могут быть граждане, включая индивидуальных предпринимателей, должностные и юридические лица.
6. При привлечении к ответственности по комментируемой статье надо иметь в виду, что сформулированный в ней состав правонарушения является общим и распространяется на все виды транспорта. При этом в КоАП РФ содержатся также специальные составы правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности функционирования отдельных видов транспорта (например, ст. ст. 11.3.1, 11.6, 11.10, 11.16 и др.). При конкуренции общей и специальной норм КоАП РФ ответственность должна наступать по норме, содержащей специальный состав административного правонарушения.
7. В ч. 2 комментируемой статьи содержится состав рассматриваемого правонарушения, совершенного при отягчающих обстоятельствах. Закон рассматривает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторность совершения правонарушения. Повторность понимается как совершение такого же административного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении этого наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).
8. Дела о правонарушении, ответственность за которое содержится в комментируемой статье, рассматривают по ч. 1 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36); органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42); органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). Дела по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3; п. п. 44, 50, 51 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 11.15.1 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого деяния выступает обеспечение безопасности на транспорте. Нормы настоящей статьи носят общий характер и направлены на обеспечение транспортной безопасности в целом в отношении как транспортных средств, так и объектов транспортной инфраструктуры.
Квалификация деяний по тем или иным статьям КоАП РФ производится посредством детализации объективной стороны совершенного правонарушения. Так, например, ряд предусмотренных гл. 11 КоАП РФ правонарушений также связан с необходимостью соблюдения требований безопасности в рамках процесса использования транспортных средств и осуществления перевозок различными видами транспорта. Нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которое определяет объективную сторону деяний, регламентированных настоящей статьей, может быть квалифицировано и по иной статьей гл. 11 КоАП РФ комментируемого акта. Требования по обеспечению транспортной безопасности в настоящее время регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", а также Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта". Таким образом, нарушения предписаний указанных нормативных актов и представляют собой состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
Следует также заметить, что в отличие от большинства административных правонарушений нормы настоящей статьи устанавливают санкции за рецидив данного деяния, т.е. повторное совершение такого же правонарушения одним и тем же лицом. Причем в случае рецидива ответственность правонарушителя увеличивается посредством повышения тяжести ответственности. Для юридических лиц, например, повторное совершение аналогичного правонарушения сопряжено не только с применением штрафных санкций, но и с приостановлением их деятельности, которое может повлечь более серьезные последствия для субъекта ответственности, нежели выплата штрафа, даже в повышенном размере.
2. Субъектом данного правонарушения может выступать практически любое лицо, которое относится к категории субъектов административной ответственности. Так, субъектный состав рассматриваемого деяния охватывает собой физических лиц, достигших возраста 16 лет. Следует заметить, что комментируемая норма определяет данную категорию субъектов как граждан, т.е. физических лиц, характеризующихся наличием устойчивой связи такого субъекта с Российской Федерацией. Отсутствие российского гражданства исключает возможность привлечения лица к ответственности по настоящей статье.
Особой категорией физических лиц являются должностные лица, т.е. граждане, на которых соблюдение требований транспортной безопасности возложено в силу их должностного положения. Факт назначения (избрания) лица на соответствующую должность свидетельствует о возникновении у субъекта обязанностей по обеспечению транспортной безопасности как в отношении объектов транспортной инфраструктуры, так и в отношении транспортных средств.
Нарушение требований транспортной безопасности может быть допущено и юридическим лицом, что свидетельствует об отнесении данной категории субъектов к субъектам административной ответственности по настоящей статье. Следует обратить внимание на такую категорию субъектов, как индивидуальные предприниматели. Санкции ч. 1 комментируемой статьи не предусматривают ответственности индивидуальных предпринимателей. Однако в случае рецидива данного правонарушения индивидуальные предприниматели поименованы в качестве субъектов административной ответственности. Таким образом, по смыслу закона в случае однократного нарушения требований транспортной безопасности индивидуальные предприниматели не привлекаются к ответственности, в случае повторного совершения аналогичного деяния - привлекаются. Подобный подход не позволяет в полной мере реализовать меры ответственности, поскольку исключение первичной ответственности, т.е. за совершение правонарушения, установленного ч. 1, одновременно исключает и рецидив данного деяния. В подобной ситуации следует акцентировать внимание на правовом статусе индивидуального предпринимателя - это физическое лицо, которому в силу закона предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, в случае первичного нарушения предписаний комментируемой статьи указанные субъекты могут быть привлечены к ответственности в качестве физического лица. Однако рецидив данного деяния свидетельствует о применении специальных мер ответственности за такое нарушение.
Предусмотренное настоящей статьей деяние может быть совершено как умышленно, так и неосторожно, причем должностные и юридические лица в большинстве случаев совершают указанные деяния умышленно, для физических лиц нередко характерно неосторожное совершение правонарушений.
Об уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах см. ст. 263.1 УК РФ.