(наименование в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ
Непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры (абзац в редакции, введенной в действие с 18 ноября 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 10.4 КоАП РФ
1. Единой конвенцией о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105 - 136) определено, что Стороны принимают законодательные и административные меры для того, чтобы ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, ввоз, вывоз, распределение наркотических средств. Названной Единой конвенцией, а также Конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. M., 1994. Ст. 133 - 157) установлены формы контроля за культивированием наркотических средств.
2. Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 18 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп.).
В ч. 1 этой статьи установлен запрет на культивирование на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Указаны случаи, когда допускается культивирование таких растений (в научных и учебных целях, а также в целях экспертной деятельности).
Статья 29 указанного выше Закона определяет порядок уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В ч. 3 данной статьи указано, что юридические лица, не имеющие лицензии на культивирование конкретных растений, включенных в Перечень, и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают указанные растения, обязаны их уничтожить. В случае отказа от добровольного уничтожения указанных растений осуществляется их принудительное уничтожение за счет указанных физических и юридических лиц.
Отметим, что Перечень дикорастущих растений, которые рассматриваются как растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества, значительно расширен, поскольку в него включены растения, содержащие не только указанные средства и вещества, но и их прекурсоры. См. по данному вопросу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 881 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления деятельности, связанной с культивированием растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры"; от 27 ноября 2010 г. N 934 "Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации"; от 22 декабря 2010 г. N 1087 "Об утверждении Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры".
Ответственность за непринятие мер по уничтожению таких растений наступает со дня вступления в силу Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 названного Закона к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ относятся вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень. Там же определено понятие наркотических средств (см. комментарий к ст. 6.8 Кодекса).
3. Объектом административного правонарушения являются отношения, связанные с исполнением установленного порядка культивирования наркотикосодержащих растений в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 934 утвержден Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
Этим же Постановлением утверждены крупный и особо крупный размеры культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей ст. 231 УК РФ.
Кроме того, внесены изменения в ранее принятое Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 и определены крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. ст. 228, 228.1 и ст. 229 УК РФ.
Таким образом, определены критерии разграничения административной и уголовной ответственности в рассматриваемой сфере.
4. Объективную сторону данного правонарушения составляет бездействие, т.е. непринятие должностными лицами, ответственными за охрану наркотикосодержащих растений и продуктов их переработки, мер к обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки этих растений, а также мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, психотропные вещества или их прекурсоры, отсутствие соответствующих договоров на охрану и т.п. При этом непринятие соответствующих мер напрямую не связывается с наступлением последствий бездействия (хищением, незаконным изготовлением наркотических средств).
5. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
6. Субъектами правонарушений являются должностные лица, ответственные в связи со своими служебными обязанностями за соблюдение установленного режима по охране посевов наркотикосодержащих растений, мест их хранения и переработки, а также за уничтожение пожнивных остатков и отходов производства. Такими должностными лицами могут быть как лица, занимающие соответствующие должности в государственных унитарных предприятиях, выращивающих наркотикосодержащие растения, так и сотрудники (работники) вневедомственной охраны МВД России или ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, непосредственно охраняющие указанные объекты.
7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 23.63).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 10.4 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения являются отношения, связанные с исполнением установленного порядка культивирования наркотикосодержащих растений в Российской Федерации.
Государственными унитарными предприятиями на основании выданных в установленном законом порядке разрешений выращиваются для промышленных, научных и медицинских целей некоторые сорта конопли и масличный мак, содержащие наркотические средства и запрещенные к культивированию на территории Российской Федерации.
Объективную сторону данного правонарушения составляет бездействие, выражающееся в непринятии должностными лицами, ответственными за охрану наркотикосодержащих растений и продуктов их переработки, мер к обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки этих растений, а также мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, психотропные вещества или их прекурсоры.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента совершения противоправных действий, независимо от наступления в их результате негативных последствий.
2. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами правонарушений являются должностные лица, ответственные в связи со своими служебными обязанностями за соблюдение установленного режима по охране посевов наркотикосодержащих растений, мест их хранения и переработки, а также за уничтожение пожнивных остатков и отходов производства. Такими должностными лицами могут быть как лица, занимающие соответствующие должности в государственных унитарных предприятиях, выращивающих наркотикосодержащие растения, так и сотрудники (работники) вневедомственной охраны МВД России или ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, непосредственно охраняющие указанные объекты.