Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.
Комментарий к статье 10.1 КоАП РФ
1. Цели данной статьи - охрана административно-правовыми средствами сельскохозяйственных растений и лесной растительности, обеспечение безопасности растительного мира от заражения различными болезнями и уничтожения вредителями, т.е. фитосанитарной безопасности территории и населения Российской Федерации, а также охрана сельскохозяйственных земель, недопущение ухудшения их качества и обеспечение порядка деятельности землепользователей. Сфера действия - деятельность лиц, организаций, занятых сельским хозяйством, лесным хозяйством, участвующих в обороте сельскохозяйственной продукции, а также органов, контролирующих фитосанитарную безопасность.
2. Федеральный закон от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" (с изм. и доп.) предусматривает функционирование единой федеральной централизованной системы государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений. Статья 2 упомянутого Закона определяет понятия "карантин растений", "подкарантинная продукция", "карантинный фитосанитарный режим", "государственный фитосанитарный контроль".
Статья 7 упомянутого Закона определяет, что государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области защиты растений. Таким органом ныне является Россельхознадзор, возглавляющий систему территориальных органов. Закон предусматривает также полномочия таможенных органов в рассматриваемой сфере (в части проверок документов) и организацию специализированных пунктов пропуска через Государственную границу, в которых в соответствии с требованиями норм и правил обеспечения карантина растений действуют пункты карантина растений (ст. 9).
Определение порядка осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля Закон отнес к ведению Правительства РФ.
Правила борьбы с карантинными организмами (карантинными и другими опасными вредителями), болезнями растений устанавливаются также многочисленными специальными нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства РФ, которое организует защиту от проникновения на территорию РФ болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов (см., например, Приказ Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований" // РГ. 2009. 3 июня), Министерства здравоохранения и социального развития РФ и иных ведомств, а также таможенным законодательством. Применение, производство, транспортировка, закупка, хранение и реализация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ и отдельных видов продукции, оказывающих воздействие на человека и окружающую среду, возможно только после их регистрации федеральными органами исполнительной власти, получения лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения (в предусмотренных законом случаях) о соответствии санитарным правилам (см. ст. ст. 40, 43 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.), а также нормы раздела III указанного Закона "Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека"). Применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду и активно воздействующих на человека, живые организмы и окружающую среду, запрещается (ст. 49 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп.)).
3. Статья содержит один формальный состав с альтернативными признаками предмета правонарушения. Им являются: а) карантинные организмы, т.е. карантинные вредители, которые в соответствии с законодательством являются объектами карантина, опасные и особо опасные вредители растений. Это животные, насекомые, микроорганизмы, грибы, растения-паразиты, уничтожающие и повреждающие растения либо негативно влияющие на их рост (развитие); б) возбудители болезней растений, находящиеся в самих растениях, их семенах, растительной продукции, сохраняющей их почве и т.п.; в) сорняки, т.е. сорные растения, произрастающие в посевах сельскохозяйственных культур, не включенные в списки карантинных растений, но причиняющие ущерб этим культурам.
4. Объективная сторона выражается как в действиях (например, в высеве семян, зараженных болезнями, не прошедших соответствующую обработку; ввозе на территорию РФ зараженных партий семенного зерна, картофеля, других растений; применении некачественных химических препаратов для борьбы с вредителями растений и т.п.), так и в бездействии, например неприменении надлежащих химикатов, уничтожающих сорные растения, непроведении мероприятий по их механическому удалению; непроведении предварительной обработки семян и иного посадочного материала с целью очистки от сорных растений и их семян и т.п. Положение о государственной службе по карантину растений предусматривает, что все мероприятия по локализации и ликвидации очага карантинных вредителей, болезней растений и сорняков осуществляется за счет средств собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, а досмотр и обезвреживание продукции, складских помещений, тары, транспортных средств и проведение других карантинных мероприятий - за счет средств их собственников. Уклонение перечисленных лиц от выполнения такого рода мероприятий представляет собой нарушение правил именно в виде бездействия.
5. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
6. Субъекты правонарушения указаны в санкции данной статьи.
7. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный карантинный и фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и ядохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 10.1 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления лицами и организациями деятельности, связанной с сельским хозяйством, лесным хозяйством, оборотом сельскохозяйственной продукции, фитосанитарной безопасностью.
Предметами противоправных посягательств в данном случае являются карантинные вредители, являющиеся объектами карантина, опасные и особо опасные вредители растений, возбудители болезней растений, находящиеся в самих растениях, их семенах, растительной продукции, сохраняющей их почве, сорные растения, произрастающие в посевах сельскохозяйственных культур, не включенные в списки карантинных растений, но причиняющие ущерб этим культурам.
Объективная сторона выражается в действиях (бездействии), нарушающих установленные законодательно правила борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Примером могут служить посев семян, зараженных болезнями, не прошедших соответствующую обработку, применение некачественных химических препаратов для борьбы с вредителями растений, неприменение надлежащих химикатов, уничтожающих сорные растения, непроведение мероприятий по их механическому удалению.
2. Субъективная сторона правонарушения - вина в формах умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушений могут выступать физические и юридические лица.