1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ.
2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 17 мая 2011 года Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 97-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 марта 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 64-ФЗ.
3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.
(Часть дополнительно включена с 20 марта 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 64-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ)
Комментарий к статье 1.8 КоАП РФ
1. В соответствии с положениями, содержащимися в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в ч. 1 ст. 1.1 Кодекса, установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
На основании этого в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что лицо, которое совершило административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности согласно Кодексу или соответствующему закону субъекта РФ.
Естественно, что действие Кодекса распространяется на всю территорию РФ, в то время как пределом действия закона субъекта РФ является территория соответствующего субъекта (если в законодательном акте не содержатся дополнительные оговорки).
Следует иметь в виду, что указанная норма касается как физических, так и юридических лиц. Это вытекает из содержания гл. 2 Кодекса, устанавливающей виды субъектов административной ответственности. К ним относятся, в частности, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6).
2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальная норма, согласно которой граждане РФ, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, при совершении административных правонарушений за пределами РФ подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Таким международным договором РФ является ратифицированная Российской Федерацией в 2008 году Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 г. В соответствии с данной Конвенцией материалы об административном правонарушении, совершенном за пределами РФ, могут быть направлены на рассмотрение компетентному органу РФ.
Другой комментарий к статье 1.8 КоАП РФ
1. Немаловажное значение в определении порядка применения нормативного акта имеет действие его в пространстве, т.е. определение территории юрисдикции соответствующего документа. По общему правилу действие нормативных актов федерального уровня, к числу которых относится и КоАП РФ, охватывает собой территорию РФ. Однако, нормативные акты, регламентирующие вопросы юридической ответственности, конкретизируют общее правило. В частности, по смыслу ч. 1 настоящей статьи применение мер административной ответственности допускается в отношении любого лица, совершившего правонарушение на территории РФ. Таким образом, границы применения норм КоАП РФ определяются не просто к территории государства, а определяются по месту совершения административного правонарушения - на территории Российской Федерации. При этом принципиальное значение имеет определение понятия государственной территории. Содержание данного понятия определяется ст. 67 Конституции РФ и включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В случае совершения административного правонарушения на указанной территории оно подлежит рассмотрению в соответствии с предписаниями Кодекса, который одновременно регламентирует и меры ответственности за его совершение.
Нормы ч. 1 настоящей статьи указывают на возможность применения мер административной ответственности, установленных законом субъекта РФ. В подобном случае территориальное применение данных предписаний изменяется. Нормы регионального закона не могут применяться за пределами соответствующего субъекта РФ, т.е. действие закона обусловлено исключительно территорией данного региона.
Еще одним исключением из общей территориальной подведомственности дел об административных правонарушениях являются предписания международного договора. Его правовые положения носят трансграничный характер, т.е. применяются за совершение административных правонарушений, совершенных на территории тех государств, которые ратифицировали данный международный договор.
Таким образом, территориальные границы реализации предписаний отдельных нормативных актов определяются применительно к сущности и специфике каждого нормативного акта и предопределяются его видом. При этом не учитывается гражданство правонарушителя, принципиальное значение имеет лишь факт совершения правонарушения на территории Российской Федерации.
2. Специальные правила определения территориальной юрисдикции предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи, которая указывает на возможность применения норм Кодекса в случае совершения административного правонарушения за пределами территории РФ только на основании специальных предписаний международного договора. Нередко данное положение применяется в отношении граждан РФ, совершивших правонарушение за пределами государственной территории РФ.