1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Комментарий к статье 1.6 КоАП РФ
1. Нормы комментируемой статьи направлены на реализацию одного из важнейших принципов правового государства - принципа законности, закрепленного ст. 15 Конституции РФ.
Из содержания ст. 1.1 КоАП РФ вытекает, что административная ответственность физических и юридических лиц может устанавливаться только данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В этой связи важное практическое значение имеет положение ч. 1 комментируемой статьи, согласно которой привлекаемое к административной ответственности лицо может быть подвергнуто административному наказанию не иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Кодекс определяет виды административных наказаний, в том числе те из них, которые могут устанавливаться только данным Кодексом, т.е. федеральным законом (см. комментарий к ст. 3.2). За пределы установленного для него перечня видов наказаний законодатель субъекта РФ при определении конкретного вида административного наказания выйти не может.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.3 Кодекса только федеральным законом (в данном случае КоАП РФ) может быть установлен порядок производства по делам об административных нарушениях, в том числе определены меры по обеспечению этого производства (см. разд. IV Кодекса). Как законодательные, так и правоприменительные органы должны строго придерживаться установленных Кодексом правил. Это одна из гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
2. Принцип законности обусловливает необходимость четкого определения компетенции субъектов административной юрисдикции. К таким субъектам Кодекс отнес, в частности, следующие: судьи; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии; другие коллегиальные органы, которые могут быть образованы законами субъектов РФ для рассмотрения дел об административных правонарушениях; органы исполнительной власти и их должностные лица.
Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях и таким образом разграничивает компетенцию районных, гарнизонных военных, мировых и арбитражных судей (см. комментарий к ст. 23.1), комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2), федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать указанные выше дела (см. комментарии к ст. ст. 23.3 - 23.76). Законами субъектов РФ, устанавливающими административную ответственность в пределах предметов ведения и полномочий субъектов РФ, может быть определена подведомственность дел об административных правонарушениях мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, административным комиссиям и иным аналогичным комиссиям, а также органам (должностным лицам) исполнительной власти субъекта РФ.
Кроме того, установлено, что определенные меры административного наказания могут быть назначены только судьей (административный арест, конфискация или возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация, административное выдворение иностранного гражданина и лица без гражданства за пределы Российской Федерации).
Нарушение тем или иным органом или должностным лицом установленной для него компетенции при применении меры административного наказания или меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является основанием для судебного обжалования и пересмотра дела.
3. В ч. 3 комментируемой статьи реализованы положения ст. 21 Конституции РФ, запрещающие умаление достоинства личности, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. В данной части сформулировано положение, касающееся применения любых мер административного принуждения. Следовательно, имеются в виду все действия (бездействие), осуществляемые на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, в том числе при применении мер обеспечения производства, при проведении административного расследования, составлении протоколов об административных правонарушениях.
Другой комментарий к статье 1.6 КоАП РФ
1. Принцип законности является краеугольным камнем любых правоотношений, поскольку Конституция РФ декларирует Россию в качестве правового государства, т.е. такого, в котором любые правоотношения базируются на законности. В самом общем виде данный принцип указывает на необходимость соблюдения правовых предписаний, т.е. норму законодательных и подзаконных нормативных актов. Однако, сущность данного принципа более широка, что отражено также в нормах комментируемой статьи.
Реализация принципа законности в делах об административных правонарушениях в узком его понимании сводится к соблюдению предписаний КоАП РФ, а также иных нормативных актов, закрепляющих составы административных правонарушений и применение ответственности за них. Закон ставится во главу угла всего административного производства, в частности привлечение лица к административной ответственности допускается лишь по основаниям и в порядке, установленным законом. При этом следует заметить, что речь в данном случае идет не только о КоАП РФ, хотя ему отводится решающая роль, но и об иных нормативных актах, в том числе подзаконного характера, устанавливающих меры административной ответственности за отдельные виды правонарушений. Основанием привлечения лица к административной ответственности является факт нарушения действующих правовых предписаний. С точки зрения законности основанием привлечения лица к административной ответственности могут выступать нарушения или несоблюдение правил осуществления отдельных видов деятельности, которые получили нормативное закрепление. Привлечение к административной ответственности за нарушение традиционных правил поведения не допускается. Таким образом, нормативное регулирование выступает не только претворением принципа законности в жизнь, но и основанием для реализации мер юридической ответственности.
Немаловажное значение для реализации принципа законности имеет и соблюдение порядка привлечения лица к ответственности. В большинстве случаев применение мер ответственности отнесено к компетенции уполномоченных органов государственной власти, причем для отдельных составов может быть установлен специальный порядок применения ответственности за их совершение. Несоблюдение установленного порядка привлечения к ответственности является основанием для освобождения лица от ответственности, т.е., по сути, нивелирует значение всего аппарата принуждения государства и института ответственности как такового.
2. Одним из важнейших аспектов реализации принципа законности при применении мер административной ответственности является соблюдение органами государственной власти и местного самоуправления, уполномоченными на применение таких мер, пределов их юрисдикции. Деятельность каждого органа регламентируется положением о нем или иным нормативным актом, например, деятельность ГИБДД МВД РФ регламентируется Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", которым утверждено Положение о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ. Ряд предписаний данного нормативного акта призван регламентировать полномочия, а также права и обязанности как самой инспекции, так и ее должностных лиц. Превышение установленных пределов полномочий указанного органа свидетельствует о нарушении установленного порядка привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к ответственности, что является нарушением принципа законности и лишает государство возможности применения в отношении указанного субъекта соответствующих его деянию мер государственного реагирования.
Следует также обратить внимание, что нарушение предоставленной компетенции уполномоченным субъектом является одним из наиболее распространенных нарушений принципа законности, препятствующих реализации мер ответственности. Однако оно не является единственным нарушением установленного порядка. В качестве препятствий применения мер государственного реагирования в случае совершения административного проступка нередко выступают и иные нарушения порядка применения данного вида ответственности уполномоченными субъектами, например, несоблюдение порядка совершения отдельных процессуальных действий и т.п.
3. Особое место в реализации принципа законности занимает обеспечение соблюдения общего правового статуса личности, гарантированного Основным Законом государства - Конституцией РФ. Часть 3 комментируемой статьи указывает на то, что, олицетворяя собой государство, органы власти обязаны в полной мере соблюдать предписания, установленные государством, в первую очередь, обеспечить соблюдение человеческого достоинства. Положения ч. 3 настоящей статьи свидетельствует о необходимости обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных международными актами и Конституцией РФ. Нарушение или ущемление прав и свобод человека и гражданина является основанием для привлечения к ответственности должностного лица.