Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ, - см. часть 4 статьи 6 Федерального закона от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________
1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 263-ФЗ.

Комментарий к статье 5.22 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.

2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой - не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:

а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.

4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.

5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.

7. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи является гражданин, обладающий либо не обладающий правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигший 16-летнего возраста.

8. Данное деяние может быть совершено только умышленно, с целью незаконно проголосовать вместо другого лица.

9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.22 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с организацией и порядком голосования на выборах и референдуме. Непосредственный объект - установленный законом порядок выдачи и получения избирателем (участником референдума) бюллетеня для голосования и самого голосования на выборах (референдуме).

Порядок получения (выдачи) бюллетеней для голосования на выборах (референдуме) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

В ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается, что исключает контроль за волеизъявлением избирателей, предотвращает возможное искажение их волеизъявления и фальсификацию итогов голосования и результатов выборов (референдума) (п. 4).

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (участников референдума), по предъявлении паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина), а если избиратель (участник референдума) голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (п. 5 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина). С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе это может сделать член участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирателю (участнику референдума) бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) (п. 6 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Заполненные бюллетени опускаются избирателями (участниками референдума) в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (п. 11 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в одном из следующих вариантов правонарушающих действий, описанных в комментируемой статье:

- в выдаче бюллетеня для голосования гражданину (физическому лицу), не имеющему права голосования на данном избирательном (референдумном) участке. В этом случае, как правило, гражданин вносится в список избирателей (участников референдума) и расписывается напротив своей фамилии за получение бюллетеня;

- в выдаче гражданину бюллетеня (или бюллетеней) для голосования за других избирателей (участников референдума), например за родственников или соседей. В этом случае гражданин также может расписаться в списке избирателей (участников референдума) за этих лиц, не явившихся на участок для голосования;

- в выдаче гражданину одного или более бюллетеней с целью предоставления ему возможности проголосовать более одного раза. При этом он может и не расписываться в списке избирателей (участников референдума) за получение бюллетеней, что впоследствии могут сделать члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума);

- в выдаче гражданину нескольких уже заполненных кем-то из членов избирательной комиссии (комиссии референдума) бюллетеней для отпускания их в ящик для голосования.

Данное правонарушение совершается только в форме действий. Оконченным оно считается с момента незаконной выдачи (ч. 1) или получения (ч. 2) бюллетеня для голосования.

Данное правонарушение может быть сопряжено с уголовно наказуемыми действиями по фальсификации итогов голосования и результатов выборов (референдума), совершаемым с использованием так называемых "вбросов" бюллетеней для голосования и влекущим ответственность по ст. 142.1 УК РФ.

3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является член участковой или иной избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса, а по ч. 2 этой же статьи гражданин - избиратель (участник референдума), незаконно получивший бюллетень (или бюллетени) для голосования. Согласно закону полномочиями по выдаче избирателям (участникам референдума) бюллетеней для голосования наделены только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (см. п. п. 22, 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

4. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется только умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней). В случае совершения первого из вышеназванных деяний обязательным признаком субъективной стороны состава правонарушения является также цель - предоставление возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, что, естественно, довольно трудно доказывать на практике.