Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

(Утратила силу с 3 апреля 2012 года - Федеральный закон от 2 апреля 2012 года N 30-ФЗ.)

Комментарий к статье 15.2 КоАП РФ

1. Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации Банк России определяет порядок ведения кассовых операций (см. Положение о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П). Порядок совершения банковских операций в части организации кассовой работы, инкассации, перевозки и хранения денежной наличности для кредитных организаций и их филиалов, действующий на территории РФ, установлен Положением, утвержденным ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. N 318-П.

2. С объективной стороны данное правонарушение характеризуется бездействием - невыполнением установленных Банком России требований к учреждениям банков как контролирующим органам за соблюдением правил ведения кассовых операций их клиентами - организациями. Обязанность банков систематически проверять соблюдение организацией порядка ведения кассовых операций установлена Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40). Следует отметить, что во избежание "отпугивания" клиентов банки достаточно часто игнорируют это требование.

3. Субъектом данного правонарушения является руководитель учреждения банка, поскольку именно на него возложена обязанность по организации проверок кассовой дисциплины (п. 1.11 Положения ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. N 318-П).

4. Субъективная сторона состава правонарушения по рассматриваемой статье может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, должностные лица налоговых органов (ст. 23.5).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 15.2 КоАП РФ

Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, которые установлены нормативными актами Банка России (Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" <124> и Положение Банка России от 25 марта 1997 г. "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации").

--------------------------------
<124> См.: Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" // Вестник Банка России. 1998. N 1; 2002. N 61.

Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.

Объектом проверки являются сведения о произведенных операциях по зачислению на банковские счета предприятия наличных денег и их списания из кассы учреждения банка за конкретный период. В ходе проверки уточняется сумма остатка денежных средств в кассе предприятия, проверяется порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.

Результаты проверки оформляются справкой о соблюдении предприятием порядка работы с денежной наличностью.

В ходе проверки предприятия рассматривается:

1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.

Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются. Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.

2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.

Проверяется соблюдение установленного порядка и сроков сдачи выручки предприятия в банк, устанавливается сумма наличных денег, поступивших за проверяемый период в кассу предприятия, и сопоставляется с суммой денег, сданных предприятием в банк. Кроме того, в случае просрочки выплаты заработной платы или иных социальных выплат проверяется своевременность возврата в кредитное учреждение данных средств.

Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.

3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.

На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.

4. Одним из способов проверки фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги является анализ первичной учетной документации, касающейся кассовых операций, записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке по проверке проставляются сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.

5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.

Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.

Процедура проверки соблюдения установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия включает в себя определение общей суммы превышения лимита остатка кассы (если таковое имеется), установление средней величина превышения, рассчитываемой исходя из суммы превышения и количества дней, в течение которых имело место превышение лимита.

6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов.

Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.

По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.

Справка по результатам проверки составляется в 3 экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).

В случаях когда в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров справки.

Справка о результатах проверки рассматривается руководителем учреждения банка или его заместителем в трехдневный срок. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй - остается у кредитной организации. В случае установления фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика для решения вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности.