Статья 13.8. Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех

Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (за исключением случаев, когда такие нормы содержатся в технических регламентах), -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией технических средств или без таковой; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей с конфискацией технических средств или без таковой; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией технических средств или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

Примечание. Под техническими средствами в настоящей статье понимаются изделия, оборудование, аппаратура и (или) их составные части, функционирующие на основании законов электротехники, радиотехники и (или) электроники и содержащие электронные компоненты и (или) схемы.

Комментарий к статье 13.8 КоАП РФ

1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" специально выделяет радиоэлектронные средства, к которым относит технические средства, предназначенные для передачи или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинаций таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование. Закон определяет такие понятия, как "радиочастота" и "радиочастотный спектр", "распределение полос радиочастот", "конверсия радиочастотного спектра", которые в той или иной степени могут служить при неточном их использовании источниками угроз и причинами правонарушений. Радиопомеха - это воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии такой энергии (ст. 2).

2. Регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется радиочастотной службой Федерального агентства связи. Положение о радиочастотной службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2005 г. N 279. Закон устанавливает принципы использования радиочастотного спектра связи, порядок распределения радиочастотного спектра, порядок выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, включая правила лицензирования деятельности в этой области. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, а также порядок их регистрации устанавливаются Правительством РФ. Использование таких средств без специального разрешения и регистрации не допускается.

При применении данной статьи следует учитывать и Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи" (с изм. и доп.). Регистрация присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов, проведение экспертизы с целью определения возможности использования радиоэлектронных средств и электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами гражданского назначения, а также обеспечение проведения международной процедуры координации использования радиочастотных присвоений, в том числе орбитально-частотных позиций для космических аппаратов, осуществляются Федеральным агентством связи в соответствии с Положением о нем.

В Положении о защите радиоприема от индустриальных радиопомех, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. N 1142, указано, что именно относится к техническим средствам. В Постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 111 дан перечень изделий и устройств, которые не входят в состав радиоэлектронных средств.

Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль) осуществляется в целях: проверки соблюдения пользователем радиочастотным спектром правил его использования; выявления не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и прекращения их работ; выявления источников радиопомех; выявления нарушений порядка и правил использования радиочастотного спектра, национальных стандартов, требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; обеспечения электромагнитной совместимости; обеспечение эксплуатационной готовности радиочастотного спектра (п. 1 ст. 25).

Реализация технических средств касается действий по продаже и приобретению радиоэлектронных средств, которые определены в примечании к данной статье. В этой части отношений следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 532 "Об утверждении Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации" и Правилами организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2005 г. N 214.

3. Субъектами ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица - в первую очередь предприятия - изготовители изделий, оборудования, аппаратуры или их составных частей, являющихся источниками недопустимых уровней радиопомех, и их руководители и другие должностные лица предприятий связи, допускающие эксплуатацию средств, не соответствующих государственным стандартам и нормам на допускаемые уровни помех.

4. Субъективная сторона данного правонарушения может быть выражена как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44).

В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 должностное лицо, к которому поступило дело, может передать его на рассмотрение судье в связи с возможной конфискацией предмета правонарушения. При конфискации технических средств решается вопрос о передаче в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями, конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 111).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 13.8 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения являются, как правило, конкретные отраслевые нормы в сфере связи, закрепленные соответствующими постановлениями Правительства РФ и приказами ведомственных органов исполнительной власти (Минкомсвязи и Роскомнадзора). В комментируемой статье правовой режим сформирован по поводу права предприятий связи (операторов связи, вещателей) осуществлять передачу или распространение сигнала без помех со стороны иных субъектов, эксплуатирующих электромеханическое (электромагнитное и подобное) оборудование. Непосредственные значения технических параметров оборудования содержатся в специальных технических актах (см., например, "Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех. Электроустройства, содержащие источники кратковременных радиопомех. Допускаемые значения. Методы испытаний"; "Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех. Промышленные, научные, медицинские и бытовые высокочастотные установки. Допускаемые значения. Методы испытаний" и другие).

Объективная сторона правонарушения проявляется в форме различных действий: изготовление, реализация или эксплуатация.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.