Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств

1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 13.4 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит два состава правонарушения. В ч. 1 статьи установлена ответственность только за нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а в ч. 2 данной статьи установлена ответственность за нарушение правил эксплуатации, радиообмена или использования радиочастот либо за несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения. Соответствующие правила установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изм. и доп.) и нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 в ред. Постановлений Правительства РФ от 25 июля 2007 г. N 476; от 13 октября 2008 г. N 761; от 17 апреля 2010 г. N 160).

При применении данной статьи следует учитывать Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 175, которым утверждены Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538, утвердившее Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103 "Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения".

2. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в первом случае при проектировании, строительстве, установке или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, во втором случае - общественные отношения, складывающиеся в процессе эксплуатации, радиообмена, использования радиочастот, соблюдения государственных стандартов, норм или параметров радиоизлучения.

3. Объективная сторона данных правонарушений заключается в нарушении соответствующих правил, установленных Федеральным законом "О связи" и постановлениями Правительства РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные, и юридические лица.

5. С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены только умышленно.

6. Дела об указанных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44), а также судьи, если дела переданы им на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1), поскольку санкции данной статьи предусматривают возможность применения конфискации предмета административного правонарушения либо административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению судьи (см. комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 13.4 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения является правовой режим, который формируется на основе соответствующих постановлений Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 237 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 539") и приказов ведомственных органов исполнительной власти (Минкомсвязи и Роскомнадзором), а также конкретных отраслевых норм в сфере связи и смежных отраслях (строительство, транспорт, энергетика) (СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения"; Руководство по приемке в эксплуатацию линейных сооружений проводной связи и проводного вещания; Единое руководство по составлению исполнительной документации на законченные строительством (реконструкцией) линейные сооружения проводной связи; ОСТН-600-93. Отраслевые строительно-технологические нормы на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения).

Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства, соответственно, порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством РФ.

В целях защиты установленного порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на производство и ввоз в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств, создающих ненормированные помехи функционированию электромагнитных систем.

Объективная сторона правонарушения проявляется в различных действиях, предусмотренных комментируемой статьей. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Часть 1 предусматривает ответственность за нарушения в ходе действий (проектирование, строительство, установка, регистрация), связанных с подготовкой радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства к эксплуатации.

Часть 2 настоящей статьи - ответственность за нарушения в ходе эксплуатации.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

- гражданин в возрасте от 16 лет;

- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным комментируемой статьей.

Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.